Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 20

Экспериментальная работа проводилась в форме группового опроса учащихся 9-11 классов. Каждому респонденту был предложен опросный лист, состоящий из 2-х списков: списка А и списка Б, которые включали по 18 позиций с обозначением ценностей. Старшеклассникам было предложено расположить их по порядку значимости как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни.

Особую роль в нашем исследовании играла мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между экспертом и респондентом. В качестве экспертов в нашем исследовании выступали учителя разных учебных предметов, много лет работающие с учащимися обследуемых классов. Достоинствами данной методики являлись ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования учащихся и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции (см. Приложение 2).

В ходе исследования было собрано 186 опросных листов, содержащих в общей сложности 5 952 позиционных инвариантов ценностных суждений. Для удобства и последующей классификации нами были составлены таблицы, в которых напротив каждой ценностной ориентации мы отмечали номер, выбранный для нее конкретным респондентом.

Анализ полученных данных позволял с достаточной мерой объективности определить когнитивный и эмоциональный аспекты ценностных ориентации старших школьников. Поведенческий аспект ценностных ориентации нами не выяснялся. В целом, педагогическая интерпретация полученных данных давала возможность определения структуры ценностей сегодняшних старших школьников и их ценностных предпочтений.

Как показал количественный и качественный анализ результатов проведенной диагностической методики, в структуре ценностных ориентации старшеклассников на самом высоком ранговом уровне находятся так называемые конкретные жизненные ценности: здоровье (физическое и психическое) - 97,4%, честность (правдивость, искренность) - 68,4%, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 55,2%, жизнерадостность (чувство юмора) - 39,8%, что свидетельствует об ориентации участников исследования на собственное благополучие (примечательно, что ценность «счастье других» получила 16 ранг), а также о декларативном характере их гуманистических ценностей.

Как видим, доминирующая шкала ценностей включает в себя разные по характеру ориентиры, что, в свою очередь, иллюстрирует различную избирательность отношений старших школьников к окружающему миру, людям и самим себе.

В данном случае мы имеем дело с явно выраженной возрастной закономерностью: интерес к человеку и его личностным качествам, к окружающим его людям.

Выдвижение данной группы ценностей на верхнюю ступень в иерархической системе ценностных ориентации старшеклассников обусловлено, на наш взгляд, не столько возрастными закономерностями развития учащихся, сколько влиянием социальной ситуации.

Можно констатировать, что в группе доминирующих ценностных ориентации наших респондентов - общечеловеческие ценности. Для сравнения, данные исследования А. В. Кирьяковой, проведенного в 1989-1991 г.г., показывают, что общественно-политические ценности являлись совсем недавно наиболее значимыми для старшеклассников [30]. Как видим, сегодня картина явно изменилась.

Отсюда следует, что процесс становления и развития ценностных ориентации обследуемых учащихся детерминирован совокупностью факторов, сконцентрированных в социальной ситуации развития нашего общества, среди которых - возросший интерес к человеку.

Второе место в иерархии ценностей, которые предпочли респонденты, занимают следующие: материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) - 84,3 %, интересная работа - 54,6 %, активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) - 47,3 %, воспитанность (хорошие манеры) - 36,7 %, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - 25,7 %, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 18,4 %.