Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 8

Общепризнано, что юность - определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, и самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека [34, с. 80].

Содержание, продолжительность и критерии этого периода неоднозначно рассматриваются в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они частично пересекаются. В схеме возрастной периодизации онтогенеза подростковый возраст определен как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет для девочек, а юношеский - как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек [34, с. 81]. Но практическая психология доказывает, что возраст между 14-15и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других - как конец отрочества.

При определении хронологических границ юношеского возраста некоторые психологи делают акцент не на физиологическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Так, Д. Б. Эльконин считает, что у 15-17-летних детей     (старший     школьный     возраст)     ведущей     становится     учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание, в отличие от подростков, у которых ведущими являются общественно полезная деятельность и общение в коллективе [62, с. 16].

Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе [9, с. 91-93].

На определенные особенности юношеской психики, в частности, мышления, указывал Жан Пиаже. Он утверждал, что в юношеском возрасте происходит изменение отношения категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит прежде всего о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Логическое мышление юноши оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, и освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д. Отсюда - своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы - действительности [Цит. по 32, с. 79 - 80].

Представители персонологической теории в психологии в основу определения юношеского периода в антогенезе ставили стадию духовного развития, лавными новообразованиями этого возраста считая открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на социальное построение собственной жизни; постепенное «врастание» в различные сферы жизни. Процесс этот идет, по утверждению И.С. Кона, изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности [32, с. 23].

Главная проблема, которая характеризует этот возрастной период, по мнению многих исследователей, - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости от взрослых [34; 8; 25; 37].