Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 17

В ценностных ориентациях старшеклассников наблюдается значительное расхождение во взглядах на данный вопрос. Доминирующими центрациями являются материальный фактор и физическая сила. Хотя, по мнению большинства респондентов (61,3 %), деньги не являются основным критерием, определяющим отношение людей друг к другу, они могут служить основанием для того, чтобы за умение их приобретать «любыми способами» уважать того или иного человека. Основными критериями, определяющими жизненную позицию, для значительного числа респондентов этой группы все еще остаются высокая человечность, ум, знания и профессионализм (34,8 %).

Сравнительный анализ ответов школьников 10 - 11-х и 9-х выявил некоторые различия в системе их ценностных ориентации, определяющих мировоззрение опрашиваемых и оказывающих влияние на выбор ими жизненных целей и способов их достижения.

Это касается и физической силы как способа подчинения себе других и средства завоевания уважения окружающих, которую практически все девятиклассники единодушно (97,7 %) поставили на второе место после материальных ценностей. Заметим, для данного периода возрастного развития (старший школьный возраст) физическая сила не является одним из наиболее значимых способов самоутверждения, и это обстоятельство можно расценивать как аномальное явление. Видимо, культ силы формируется под воздействием потока насилия и жестокости, обрушивающихся на юношей с телевизионных экранов и фактов окружающей действительности. Эти источники информации являются для них наиболее доступными, и, как видим, оказывают ощутимое негативное влияние на формирование их ценностных ориентации.

Следует отметить, что вышеизложенное в равной степени можно отнести не только к учащимся мужского пола, но и женского. Идеалом для последних, судя по характеру и направленности ответов старшеклассниц, стал образ самостоятельной, сильной женщины, созданный героинями боевиков. Это обстоятельство отмечают и исследователи: девочки старшего школьного возраста зачастую становятся более проблемной группой, чем мальчики. Примером может служить то, что в современных школах значительно возросло число драк, участницами которых являются именно девочки [49, с. 10].

Несмотря на то, что, в целом, ценность образования значительно снизилась, судя по ответам респондентов, высшее образование необходимо не для того, чтобы «расширить жизненный кругозор» и «максимально развить свою личность», а для достижения высокого заработка (таких 51 %)), одновременно отмечен высокий процент респондентов, которые уверены, что авторитет и популярность среди окружающих людей можно завоевать «умом», «знаниями» и «профессионализмом» (32,2%). Данный факт является существенным и его необходимо учитывать в процессе воспитательной работы с учащимися, ибо, как видим, снижение престижа образования является следствием сложностей, присущих самой системе образования, а не снижением стремления молодежи приобретать знания, профессиональные навыки и повышать свой интеллектуальный уровень.

Полученные данные позволяют утверждать, что, независимо от возрастающего культа индивидуализма, немаловажное значение в жизни современных молодых людей имеет стремление помочь окружающим людям, нуждающимся в их помощи, и этот фактор для них является более значимым, чем материальное благополучие.

Мы также включили в нашу анкету вопросы, позволяющие определить отношение старшеклассников к нравственным и общечеловеческим ценностям, а также определить их позиции в следующих обстоятельствах:

как повели бы себя респонденты в экстремальной ситуации, став, к примеру, свидетелями драки;

-  как бы они поступили, если бы их кто-нибудь обидел;

-  что они больше всего уважают и ценят в людях;