Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника

Страницы работы

Содержание работы

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентации как основа развития личности старшего школьника. 7

1.1. Теория   ценностей   и   ее   педагогическое   значение   в   современных условиях. 7

1.2. Мир старшеклассника как социально-педагогический и ценностный феномен. 17

2. Ценностные ориентации современных старшеклассников как предмет исследования. 31

2.1. Дифференциация   отношений   старших   школьников   к   жизненным ценностям.. 31

2.2. Иерархическая система ценностных ориентации учащихся старших классов (на основе методики М. Рокича) 40

Заключение. 52

Список использованных источников. 55


Введение

Республика Беларусь находится в ситуации, обусловленной коренными изменениями в политической, экономической, а вследствие этого - в духовной и нравственной сферах жизни общества. Исторический смысл сложившейся ситуации открывает возможности для переосмысления ценностных ориентации, существовавших ранее, постановки новых проблем и поиска их решений [15, с. 3].

За последние десять лет в нашей стране произошло переструктурирование общества, изменилось социальное пространство, что способствовало возникновению новых социальных групп и привело к утрате значимых для человека ценностей и идеалов прошлого. Современная система ценностно-нормативных структур личности, тесно связанная с социальными ценностями, с установкой на образование, труд, семью, привела к переоценке существовавших ранее взглядов относительно важнейших институтов общественной жизни и изменению мировоззрения человека, что особенно сказалось на формировании ценностей и ценностных ориентации в молодежной среде.

Ценностные ориентации представляют собой центральное звено развития личности, поэтому для повышения эффективности воспитания молодежи надо иметь прочную систему ценностно-нормативных структур. Ее создание является сложным процессом, который связан с необходимостью изучения и анализа ценностных ориентации, являющихся наиболее значимыми для юношества, и дифференциации отношений подрастающего поколения к ценностям.

В современном социальном контексте особое значение приобретает исследование и теоретическое обоснование ценностей старших школьников для подготовки их к вхождению в общество, установлению гражданских позиций и выбору профессии, отношению к труду, созданию семьи и воспитанию собственных детей. Только дифференцировав отношения учащихся к различным ценностям, становится возможным выявить реальные интересы, потребности, идеалы, а также получить представление о ценностных приоритетах белорусской молодежи и составить научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности воспитательного процесса.

Проблема ценностных ориентации школьников достаточно активно исследуется педагогической наукой (М.Н. Аплетаев, Т.К. Ахаян, И.Л. Булыгин, М.М. Гаджиева, И.В. Граблина, Д.Е. Касенок, В.В. Копусова и др.) Однако любая из поставленных и решенных ранее проблем в этой области научного знания в свете современного кризисного состояния социума приобретает сегодня новый смысл и представляет поле для дальнейшего научного исследования. Предварительный анализ научной литературы показал, что динамика ценностных ориентации молодежи и их дифференциация раскрыты явно недостаточно. Практически отсутствуют педагогические исследования, посвященные изучению ценностей и ценностных ориентации старшеклассников Беларуси в современный период развития современного общества. Между тем такие исследования крайне необходимы для проведения полноценной воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе. Этим обстоятельством и был обусловлен выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования - выявить дифференциацию отношений старших школьников к различным группам ценностей и ценностным ориентациям, обозначить приоритетные проблемы и наметить педагогические пути формирования у них социально и нравственно значимых ценностных ориентации.

Объект исследования -учащиеся 9 - 11-х классов СШ №10 г. Барановичи, СШ № 11 г. Лиды, студенты 1-го курса Лидского педагогического колледжа.

Предметом исследования является состояние ценностных ориентации и приоритетов старшеклассников в реалиях сегодняшнего времени.

Гипотеза, положенная в основу исследования, заключается в том, что для повышения эффективности воспитательного процесса, особенно в кризисные периоды развития общества, необходимо дифференцировать отношения старшеклассников как части молодежи на ее начальном этапе к различным группам ценностей и ценностных ориентации.

С учетом объекта, предмета, а также выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1.  Выявить тенденции изменения роли и места ценностных ориентации учащихся старших классов в современных условиях.

2.  Изучить и описать «мир старшеклассника» как социально-педагогический и ценностный феномен.

3.  Провести дифференцированный анализ отношения старших школьников к различным группам ценностей и определить картину ценностных предпочтений старшеклассников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Похожие материалы

Информация о работе