Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 21

Как видим, структурированная система данной группы ценностных ориентации включает в себя терминальные и инструментальные ценности конкретного и абстрактного характера, а также ценности профессиональной самореализации и личной жизни.

Данная группа ценностей, как и первая, включает конкретные жизненные ценности: обеспеченная и активная жизнь, работа, ведущие к независимости и свободе. Отсутствует альтруистическая мотивация.

Ориентация на образованность (широта знаний, высокая общая культура) занимает в полученной иерархии третью позицию (49,6% ответов респондентов) и в большей степени представлена как тенденция «хорошо учиться», «получить образование», а в меньшей степени, - как стремление «расширить свои знания», «развивать свой интеллект». Вероятно, в сознании большинства современных старшеклассников та и другая ориентации совпадают.

Следующую, четвертую позицию в иерархии предпочитаемых ценностей занимают мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) - 41,7 %, счастливая семейная жизнь -67,3 %, высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 71,4 % и рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения) - 40,7 %.

Заметим, что испытуемые в один ряд ставят противоположные по содержанию ценности: здравый смысл, рационализм, высокие притязания и счастливая семейная жизнь. Это связано, на наш взгляд, со стремлением современных старшеклассников видеть собственную семью свободной от проблем с учетом высокого уровня притязаний. Именно в таком видении и заключается понимание счастливой жизни современными школьниками, что подтверждается равнозначностью в сознании испытуемых разнополярных ориентации.

Пятая позиция иерархической системы ценностей представлена направленностью на наличие хороших и верных друзей (42 % ответов), а также общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) - 51,4 % ответов. Заметим, что у девочек направленность на дружбу и позитивное отношение в коллективе менее выражено (всего 43 % ответов), чем у мальчиков (46,9 %). Такая тенденция к независимости связана не только с особенностями возраста старшеклассниц, но, полагаем, и с усилением процессов эмансипации женщин в современном мире. Это обстоятельство, на наш взгляд, заслуживает особого внимания со стороны педагогов, т.к. может деформировать в сознании старшеклассниц истинную сущность ценности дружбы, «переродиться» в противоположную точку зрения, а именно, в гипертрофированный интерес к собственной личности и привести к замкнутости и одиночеству.

Среди других значимо выраженных в общем массиве ценностей, выделяются следующие ориентации: непримиримость к недостаткам в себе и других - 80 %, ответственность (чувство долга, умение держать слово) - 73,1 %, исполнительность (дисциплинированность) - 63,6 %, аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) - 59,7 %, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) - 52,8 %, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - 50,3 %, занимающие в иерархической системе с 6-ой по 10-ю позиции.

Ценность трудолюбия занимает только одиннадцатую позицию в иерархии предпочитаемых ценностей, уступая вышеперечисленным ценностям. Заметим, что ценность трудолюбия в большей степени представлена как ориентация на любовь и уважение к труду, на то, «чтобы не бояться школьной работы», «не лениться», «не сидеть без дела», «уметь трудиться», «всякое дело выполнять тщательно». Вышеназванные суждения объединены в позицию-ценность, занимающую 11-е место (60,8%); в меньшей степени - это ориентации на творчество (14 позиция) - 41 % ответов, на продуктивность в работе (13 позиция) - 32 % ответов.

Минимально представлены в системе ориентации наших испытуемых такие ценности, как красота природы и искусства, познание, развитие, счастье других, широта взглядов, терпимость, уверенность в себе, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.