Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 7

-  соотношение ценностных ориентации и интересов школьников (Г.И. Мальковская);

-  психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов школьников (Б.С. Круглов, Н.В. Дубровина);

-  зависимость социальной активности личности от ее ориентации (Л.П. Кагатинов);

-  формирование общечеловеческих ценностей и качеств личности у школьников младших и старших классов (Р.К. Абакарова, И.П. Раченко);

-  влияние семьи на ценностные ориентации и интересы школьников Т.Н. Палюх);

-  разработка направлений формирования ценностных ориентации школьников (И. П. Прокопьев) и др.

В педагогическом плане ценностные ориентации несут определенную функциональную нагрузку и являются признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности, психологическим основанием для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, центром духовного развития личности [16, с. 8].

В воспитательной практике под ценностями, как правило, понимают предметы, явления и их свойства, нужные людям определенного общества или класса в качестве средств, удовлетворяющих их потребности и интересы. Важно отметить, что общественные ценности в процессе воспитания и становления человека должны быть им осознаны и переведены в личные. Неосознаваемая ценность никогда не станет ядром поведения,вокруг которого строятся все последующие структуры: духовные, нравственные, морально-этические, социальные, политические и экономические [16, с. 8].

Далее в рамках данного раздела дипломной работы мы рассмотрим такое понятие как «кризис» ценностно-нормативных структур.

В периоды кризиса ценности претерпевают значительные изменения, происходит их переоценка, и, как следствие, меняются системы воспитательного воздействия, перестают нести воспитательную нагрузку существующие ранее идеалы, что обуславливает и ведет к кризису воспитательной системы в целом [31, с. 36]. В связи с этим становится особенно актуальной в педагогической науке и практике проблема изучения и формирования ценностных ориентации молодежи и поиск противодействия процессам дальнейшей деморализации общества. Ее разрешение требует содержательной перестройки всей системы образования, основными задачами которой, по мнению К. К. Колина, должны стать следующие:

1. Формирование целостного научного миропонимания и нового научного мировоззрения, которые должны прийти на смену современной фрагментарной картине мира в сознании людей.

2. Формирование в сознании людей «нравственного императива», то есть тех предельных границ своей деятельности, преступать которые человек не должен ни в коем случае, так как это создает опасность для других людей, для будущего человечества, биосферы и всей нашей планеты [31, с. 34].

3.   Отказ от господствующей в современном обществе антропоцентрической парадигмы и замена ее биоцентрической парадигмой, в которой человек рассматривается уже не как покоритель и властелин природы, а как неотъемлемая часть, обладающая особыми способностями, но также и особой ответственностью за дальнейшее безопасное развитие природы и общества [31, с. 31-34].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что теория ценностей и ценностных ориентации личности не только не утратила педагогической актуальности и новизны, но и предполагает необходимость ее качественно иного исследования в отношении к новой социальной ситуации в обществе и, к новому подрастающему поколению молодежи, вступающему в принципиально иные условия жизни XXI века. Применительно к современной воспитательной практике со старшеклассниками ее актуальность еще более возросла.

1.2. Мир старшеклассника как социально-педагогический и ценностный феномен

Понятие «старшеклассник» традиционно относят к учащимся старших классов средней образовательной школы, т.е. к ученикам 10-11-х классов. Детерминантами выделения данной группы учащихся как особой фазы в развитии личности ребенка являются возрастные границы и содержательные признаки учащихся   старших   классов.   В   психолого-пёдагогической   науке   понятие «старшеклассник» идентично определению «юноша». Это обусловлено тем, что в основе обоих понятий лежит хронологический принцип возрастной периодизации.