Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 18

-  как понимают испытуемые понятие «высшие ценности человека». Выяснилось, что у подавляющего большинства старших школьников (97,3%), независимо от класса, в котором они учились (9-й, 10-й, 11-й) и половой принадлежности, нравственные ценности совпадают с общечеловеческими. Так, ведущими качествами человека, по их мнению, являются отзывчивость, честность, доброта, искренность, человечность и порядочность. Именно они и представляют собой высшие ценности человека. Они же являются и основным критерием определения личностного отношения к тому или иному человеку.

В ситуациях нравственного выбора, прежде чем сделать окончательный вывод, школьники предпочитают «выяснить причины» определенного поступка конкретного человека. Стремление разобраться в стимулах негативного повеления по отношению к себе, заинтересованность в понимании других - вот те основные способы разрешения проблемных ситуаций, которые предлагают современные старшеклассники. Особую значимость и интерес в этой группе представлял для учащихся вопрос, предполагающий действия человека в отсутствие внешнего социального контроля: «Что бы Вы сделали, если бы на некоторое время сделались бы невидимыми?».

Ответы учащихся 9-х классов свидетельствуют о проявлении у них некоторой склонности к нарушению правил поведения в обществе (39% опрошенных). Аналогичная картина выявлена и у школьников 10- 11-х классов. Заметим, что большая склонность к нарушению норм поведения наблюдалась у учащихся- девочек 9-11-х классов (35%).

Изучая нравственные ценности современных старшеклассников, нельзя обойти проблему отношения старшеклассников к другим людям, Родине.

Учитывая особенности общественного воспитания современных старшеклассников, мы попытались выяснить:

-  как сами респонденты понимают сущность «заботы о близких»;

-  каким, по их мнению, должен быть образованный человек;

-  как испытуемые понимают значение слова «труд»;

-  как можно охарактеризовать их отношение к своей Родине.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что их мнения совпадают с общепринятыми в обществе представлениями о порядочном гражданине и человеке.

Отношение к своей Родине у всех респондентов без исключения позитивное. Каждого уважающего себя и общество, в котором он живет, человека не могут не заботить и не интересовать общегосударственные вопросы.

Заметим, что основным стержнем понятия «образованный человек», по мнению старших школьников, является «широко развитая», «интересующаяся различными аспектами общественной жизни», «заинтересованная в благосостоянии государства», «постоянно стремящаяся к познанию и саморазвитию» личность.

Такое понимание «образованности» позволяет утверждать, что современные старшеклассники в своих суждениях проявляют позитивную направленность и стремление в скором будущем быть образцовыми гражданами Беларуси.

Видимо, в ситуации современного общественно-экономического состояния общества вопрос, касающийся благосостояния страны, наиболее актуален и поэтому вызвал у старших школьников активный интерес, суть которого в стремлении изменить создавшуюся ситуацию.

В процессе изучения ценностных ориентации старшеклассников мы анализировали и группу эстетико-культурных ценностей по вопросам:

-  Насколько значимы эстетико-культурные ценности для старших школьников?

-  Какое место занимают ценности культуры в системе жизненных ориентации?

В ходе исследования выяснилось, что ценности культуры довольно значимы для современных старшеклассников. На вопрос «Часто ли Вы скучаете?» 95% опрашиваемых ответили отрицательно. Все испытуемые однозначно уверены в том, что в жизни очень «много интересного», еще ими «не познанного», и поэтому и «скучать не приходится».

Проблема, связанная с формированием эстетико-культурных ценностей старших школьников, как выяснилось, заключена в следующем: несмотря на довольно активное отношение к источникам новых знаний, связанным с расширением кругозора и изучением объектов мировой культуры, доминирующее место в формировании этой группы ценностей занимают средства массовой информации. 100% опрошенных на первое место поставили телевидение. Второстепенная роль отводится литературе, кинематографу, физическому совершенствованию и т.д.