Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 14

Таким образом, формирование личности старшеклассника предполагает многовариантную картину становления подрастающего поколения в сложившейся ситуации, которая характеризуется как кризис детства, как критический период в истории детства, как ситуация ряда серьезных упущений в нравственном и моральном становлении растущей личности, грозящая обернуться потерей целого подрастающего поколения, требующая изменения всей воспитательно-образовательной системы, поскольку утрачиваются с ходом исторического времени осмысляющие и организующие всю эту систему начала [31, с, 41].

Реформирование общественной жизни в Беларуси ставит перед педагогической наукой новые проблемы, связанные с потребностью изучения реальных процессов, происходящих в среде старших школьников, переосмысления некоторых позиций во взаимоотношении мира взрослых и мира юношества.

Так, несмотря на развитие государственной политики в интересах молодежи, в стране продолжается снижение качества жизни многих семей, имеющих «взрослых детей»; увеличивается число молодых инвалидов, детей-сирот, растет непонимание и отчуждение между взрослыми и еще только вступающими во взрослый мир старшеклассниками [52, с. 27; 26, с. 3].

Выводы по первой главе

Вышесказанное позволяет сделать следующие общие выводы:

1. Ценностные ориентации, наряду с установками, отношениями и направленностью, выступают как значимые элементы психической структуры личности. Они существенно влияют на реальную жизнедеятельность личности, на субъективную картину ее жизненного пути и содержательно представлены в поступках, целях, планах, мировоззрении личности; служат регулятивами, определяющими поведение личности в ситуации выбора. В зависимости от иерархичности жизненных ценностей происходит заполнение мотивационного поля  личности, которое динамично и гибко обозначает цели, а также средства и способы их достижения.

2. Ценностный феномен «мир старшеклассника» - сложный самостоятельный социальный организм, представляющий собой неотъемлемую часть общества и выступающий соучастником творения культуры и развития человеческой цивилизации.

3. Сегодня в науке существует несколько теоретических подходов к изучению ценностного мира старшеклассника:

-  историко-философский (Б.П. Битинас, С.В. Болонина, Е.И. Головаха, Г.В. Гребеньков, К. К. Колин, О.Ю. Яценко и др);

-  социологический (И. С. Кон, М. В. Осорина, В. А. Ядов и др.);

-  психологический (Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.);

-  собственно педагогический (О.С. Богданова, Н.В. Граблина, О.В. Есева, А.В. Кирьякова, В.В. Копусова, О.Е. Кучерова, И.П. Прокопьев и др.).

Именно в старшем школьном (юношеском) возрасте обеспечивается формирование ценностного отношения личности к миру социально значимых ценностей и становление иерархической системы её ценностных ориентации. Для чего имеются реальные возможности: развитие интеллектуального потенциала личности и самосознания, активное формирование «Я-концепции» и «образа будущего», осознание собственной индивидуальности, завершение образования основного динамического ядра личности - мотивационно-потребностной сферы и фундаментальной черты - общей направленности личности.


2. Ценностные ориентации современных старшеклассников как предмет исследования

2.1. Дифференциация   отношений   старших   школьников   к   жизненным ценностям

Диагностическая программа изучения системы ценностных ориентации современных старшеклассников была составлена таким образом, чтобы на основе полученных данных можно было судить, во-первых, о содержательной стороне ориентиров, об их структуре, групповой организации, во-вторых, об их иерархии.

Для решения этих задач в исследовании был принят критерий адекватности ценностных ориентации школьников ведущим социально значимым ценностям общества и личностно значимым нравственным ценностям. Данный критерий определил соотнесенность необходимого и реального в ценностном самосознании учащихся старших классов, а также позволил увидеть, как структурирован весь комплекс их ценностных ориентации.