Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 12

Ведущим условием, способным разрешать противоречия, всегда существующие объективно и постоянно возникающие в школьной практике, между: необъятным богатством, содержательной наполненностью ценностей (жизнь, красота, труд, Отечество, человек) и реальной (возрастной и ситуационной) возможностью приобщения к ценностям, выступает духовное богатство личности старшеклассника и деятельность учителя, передающего ценности общества в жизнедеятельность школьника [17, с. 32].

Изучение проблемы формирования жизненных ценностных ориентации старшеклассников нашло отражение не только в психолого-социологических исследованиях, но и в психолого-педагогической литературе: М.Н. Аплетаев, И.Л. Булыгин, М.М. Гаджиева, А.В. Кирьякова, О.Е. Кучерова, Н.А. Низовская, И.П. Прокопьев, И.А. Царик и другие в своих трудах прямо или косвенно затрагивают вопрос о трудностях педагогического процесса в старшем школьном возрасте.

Как отмечет О.В. Есева, интенсивное развитие ценностных ориентиров старшеклассников опережает развитие его интеллектуального самосознания. Эмоциональные отклики на факты и явления окружающей действительности могут стать существенным моментом воспитания подростков [23, с. 6]. Однако поведение старшего школьника в большой степени связано не столько с пониманием долга и обязанности, сколько с непосредственными потребностями и мотивами. Поэтому чувственный импульс, неуправляемые сознанием эмоции часто становятся причиной необдуманного поступка школьника [30, с. 19].

Вместе с тем, в этом возрасте существуют реальные возможности для развития эмоциональной сферы личности [58, с. 66]. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста показывает, что для него характерным является, с одной стороны, достаточно высокий интеллектуальный уровень, а с другой, - неустойчивость эмоционального развития.

Неодновременное развитие разных подструктур личностистаршеклассника вызывает противоречия, которые могут стать движущей силой развития самой личности. В связи с этим, особенность старшего школьного возраста заключается в особой остроте противоречивых факторов его развития, которые объясняются резкими изменениями социальной ситуации, психического развития старшеклассника [7, с. 81]. В старшем школьном возрасте завершается формирование основного динамического ядра личности школьника - его мотивационно-потребностной сферы, отчетливо проявляется фундаментальная черта - ее направленность [64, 61, 89].

В анализируемой психолого-педагогической литературе утверждается, но «направленность как общее выражение ее основных стремлений и потребностей может складываться раньше, чем завершается или достигает значительного развития отдельное конкретное ценностное качество [13; 64; 28, с. 22]. Данное утверждение позволяет сделать вывод, что в пределах старшего школьного возраста как одного из периода в развитии личности школьника существуют реальные возможности для формирования ее ценностных ориентации. Эти возможности основаны на способности старшеклассника к осмыслению своих поступков, качественной их характеристики [53, с. 2].

Ценностный мир современных старшеклассников охватывает широкий диапазон педагогических проблем. Этому способствует возрастающее многообразие и противоречивость влияний социальной среды, множественность ситуаций и коллизий, в которые попадают старшие школьники, изменения в их психическом и физическом развитии. Разные старшеклассники сегодня по-разному оценивают определенные явления действительности, имеют индивидуальную иерархическую систему жизненных ценностей. И это качественно осложняет педагогический процесс в школе.

И хотя представления о жизненных ценностях у старшеклассников имеются, они зачастую оказываются слишком нестойкими и хрупкими, потому что основываются, главным образом, на внушенных словами родителей, педагогов и других людей, идеалах почти не проверенных и не апробированных собственным опытом. Стоит старшекласснику попасть в сложную ситуацию, как, он теряется и нередко оказывается в состоянии беспомощности. Абсолютная растерянность перед свершившимся фактом реальной действительности, неспособность разобраться в собственных действиях, мыслях, ощущениях -характерная черта личностного развития современных старшеклассников [20, с. 12].