Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 9

Мероприятия связаны с созданием среды, где, по замыслу руководителей ШМУ, взрослые могут:

·  отслеживать траекторию работы над творческими проектами,

а школьники могут:

·  писать и оформлять творческие работы,

·  представлять друг другу и профессионалам свои «промежуточные» результаты,

·  обсуждать с профессионалом-математиком как свою, так и работу сверстников,

·  оформлять в соответствии с типом результатов своего учебного труда адекватный текст работы,

·  оценить результаты по чётко заявленным критериям,

·  получить отзыв учёного.

В 2001-2002 учебном году с моим участием проектировались два новых мероприятия, которые существенно отличались от первоначальных, т.к. в них принимали участие студенты. Теперь ШМУ включает первоначальные мероприятия плюс, следующие мероприятия:

1)  Интенсив;

2)  Занятия ШМУ.

Наша дальнейшая задача – проанализировать опыт участия студентов с тем, чтобы разработать содержание позиции студента в ШМУ. Остановимся подробнее на описании мероприятий ШМУ.

2.2.1. Мероприятие «Запуск ШМУ» (2000-2001 уч. год)

Характеристика мероприятия

Мероприятие проходило в форме интенсива в учебные дни (понедельник), параллельно с основными занятиями в гимназии. Учащиеся 7 – 9 классов снимались с основных уроков в гимназии и весь день занимались в ШМУ. Местом проведения мероприятия послужили аудитории ИППР.

Важно отметить, что учащиеся 7 – 9 классов не отбирались на это мероприятие, а принимали участие по желанию. Всего присутствовало 46 человек.

Мероприятие основной целью преследовало оформление осмысленности занятий математикой для учащихся (“Что для меня означает математика (заниматься математикой)?”), которое проходило в форме дискуссии.

Помимо этого, на «Запуске» решались задачи:

·  предложение нового материала для исследования (лекция математика) и попытка построения нового отношения к материалу;

·  предъявление новых способов и методов решения задач (несвязанных с темами работ), презентация нового предметного материала, формулировка новых задач;

·  проектирование структуры и содержания дальнейшей работы ШМУ самими учащимися.

План мероприятия

1 часть.

1.  Лекция – беседа ученого, на которой учащиеся решают и анализируют 3 задачи, понимают их, разбираются в условии и своих же ответах (тексты задач представлены в Карточке 1 Приложения 2)..

2.  Работа в группах над тематикой лекции-беседы.

3.  Общее заседание групп, где докладываются и систематизируются результаты работы групп.

2 часть.

Лекции учителей, которые представили разные способы решения задач.

3 часть.

1.  Работа учащихся в группах над собственным проектом ШМУ.

2.  Общее заседание, на котором каждая из групп защищает свой проект.

(Подробную программу мероприятия «Запуск ШМУ» см. в Приложении 1).

Описание хода мероприятия

При решении 3 практических задач, которые предложил А.М. Аронов, учащиеся смогли показать себя с лучшей стороны. Они не просто решали задачи в тетради, получая множество ответов (откуда бы им взяться), но и выбегали к доске, доказывая свой ответ, опровергая ответ другого ученика. Не зря были подобраны такие задачи, которые решаются нестандартным образом. В результате появлялось понимание самой задачи.

В результате пришли к такому выводу: сначала нужно решить, а только потом начинается сама задача, т.е. задача – это не одна задача, а множество задач, просто их нужно развить.

Одна из групп под руководством Матониной Л.П. смогла поставить такой вопрос: что значит развить задачу? На вопрос последовали ответы из других групп: