Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 18

2. Можно говорить о том, что экспериментирование и новаторство в учительском кругу является ценным. Не плохим стартом для этого является ШМУ, где царит дух экспериментирования и научной мысли.

Мы считаем, что в ближайшее время гимназии потребуются не педагоги – «исполнители», а педагоги – «создатели». И практика в таких образовательных пространствах как ШМУ может этому способствовать, т.е. выпускник ППФ, пройдя такую практику, может занять, в гимназии или школе, новую позицию – педагога - «создателя».

Описанные выше роль, место студентов в структуре ШМУ позволяет нам проектировать ШМУ, как место образовательной практики студентов, следующего 2002-2003 учебного года, в которой наличие студентов является существенным, и содержание позиции студентов будет прописано.

§6. Проект «Школа молодого ученого как место образовательной практики студентов»

Автор проекта: Гец А.А.

          Проект предполагает участие учителей гимназии «Универс», студентов ППФ КрасГУ:

Юшкова Е.

Баженова К.А.

Деркач О.

1. Проблематика проекта

В практике работы ШМУ обнаруживается ряд дефицитов, препятствующих эффективному внедрению идей развивающего предметного (особенно математического) образования, в частности, идеи освоения школьниками учебного исследования.

Необходимость написания творческих работ требует знаний об учебном исследовании не только у школьников, но и у руководителей творческих работ. Поэтому руководители творческих работ должны иметь представление, опыт проведения учебного исследования. Необходимо понимания учебного исследования как:

-  некоторого наблюдения тех или иных фактов;

-  постановки проблемы;

-  выдвижения гипотез, требующих подтверждения или опровержения;

-  применения в жизни и науке;

Возникает проблема: кто будет представлять учебное исследование и руководить им при написании творческой работы?

Гипотеза состоит в том, что студент является тем ресурсом, который решит проблему. Поэтому необходимо вовлечение студентов в работу ШМУ. Студент имеет теоретические знания об учебном исследовании, необходимые при выполнении творческих работ. Также студент имеет практический опыт проведения учебного исследования в вузе.

          В реальности на педагогической практике студента решаются задачи обучения методического плана, планирования уроков, ведения журнала.

          «В теории» должно происходить «погружение студентов в реальную образовательную практику в роли учителя. После столкновения с реальными проблемами у студента появляется материал для рефлексии, а затем выделяются проблемы, которые, в свою очередь, становятся исходным пунктом для исследований, разработок, овладения методикой преподавания, предметной работы»[1][2].

          В работе ШМУ студент, применяя знания об учебном исследовании, должен постоянно обращаться к теории, рефлексировать свои знания. В результате этого у него могут возникнуть более четкие представления как об исследовательской деятельности, так и способах и формах организации учебно-исследовательской деятельности.

          Таким образом, такой вид педагогической практики студентов накладывает дополнительные требования на процесс включения студентов в ШМУ.

2. Цели проекта

Цель 1: Разработать содержание позиции студентов и прописать условия, при которых работа в ШМУ может рассматриваться как форма педагогической практики студентов.

 Цель 2: Разработать формы работы, в которых возможна передача учителю и и ученику творческой задачи; выстроить ряд мероприятий с разными формами работы в единую систему.

3. Задачи проекта (что именно предполагает сделать авторский коллектив для достижения целей/изменений)

Для достижения целей планируется решение следующих задач:

Для достижения Цели 1: