Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 12

Характеристика мероприятия

          Выездной интенсив – это углубленное занятие по какой-то предложенной теме, ряду тем. Проходит он не в стенах гимназии, а в другом, заранее выбранном месте (базе отдыха, санатории - профилактории). Мероприятие проходит в несколько дней. Учащиеся освобождаются от основных занятий в гимназии.

          Цель интенсива – постановка исследовательских задач учителями и студентами. Для этого учащимся даются ряд задач, которые они могут исследовать или развить под руководством учителей и студентов.

План мероприятия

I день

1 часть.

1.  Работа в группах: решение предложенных задач.

2.  Общий сбор, на котором докладываются результаты работы групп, т.е. как учащиеся решили задачи.

3.  После обеда общий сбор, где докладывают не успевшие группы.

2 часть.

1. Лекция на тему: Доказательство методом математической индукции, на которой лектор рассказал учащимся, что существует такой метод.

2. Общая работа, на которой ставится исследовательская задача, и совместно учащимися и учителями решается.

3 часть.

1. Секции по предметам (математика, физика, биология), в каждой из которых разбирались творческие задачи; учащиеся и взрослые представляли свои творческие работы.

4 часть.

1. Вечерняя программа для учащихся, на которой студенты предлагали учащимся ряд игр.

2. Семинар для учителей, на котором разбирались типы творческих работ.

II день

1 часть.

1. Работа в группах, где происходит изложение решения задач.

2. Лекция ученого, на которой ставится задача анализа текста.

3. Работа в группах. Анализ текста, предложенного ведущим.

4.  Общее заседание, на котором докладчики от групп высказывают понимание предложенного текста.

2 часть.

1. Общий сбор, где происходит представление тем творческих работ, которые возникли из материала лекции.

2. Индивидуальная работа по выбору темы творческой работы, руководителя (подробная программа мероприятия в Приложении 1).

Описание хода мероприятия

          При решении предложенных задач (тексты задач в Карточке 5 Приложения 2) учащиеся пытались не просто решать задачи, но и обобщать, развить их. Работа в группе проходила следующим образом: задачи решались по порядку всеми членами группы, решение обсуждалось также вместе. Если кто-то решал индивидуально, то в дальнейшем рассказывал и обосновывал остальным ход решения.

          Защита своего доклада должна включать следующие моменты:

·  обобщение задач;

·  придумать аналогичные задачи;

·  выделение общего способа решения;

·  развитие задач;

·  составление обратных задач.

Далее О.В. Знаменская сформулировала задачу «о пифагоровых тройках», которую учащиеся и учителя со студентами пытались решать совместно.

Вечером началась работа по секциям, где каждый ученик, учитель и студент могли пойти в ту, которая понравится. Те учащиеся, которые имели творческие задачи и некоторые наработки по творческой работе, смогли представить результаты работы, столкнувшись со встречными вопросами, идеями. Часть учащихся получили опыт предъявления результатов. Для учителей была возможность представить свою творческую задачу учащимся с последующей совместной работой над ней.

На следующий день состоялась постановка задачи А.К. Циха (текст задачи в Карточке 6 Приложения 2). В дальнейшем при работе в группах происходило понимание того материала, на который опирается задача. Учащиеся составляли вопросы, что им не понятно, при этом искали ответы в тексте.

В результате работы на общем заседании возникли темы творческих работы.

Дальнейшая работа была построена на представлении тем творческих работ. Студенты и учителя, рассказав небольшую историческую справку, тем самым привлекая учащихся к теме творческой работы, представили творческие задачи, которые необходимо исследовать. Так, Чекудаевой Екатериной, были представлены задачи древности, которые показались интересными учащимся и именно этот интерес сыграл большую роль в выборе темы творческих работ.