Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 8

·  ШМУ, где происходит опробование и предъявление УИД.

Эти формы образования действуют в гимназии «Универс» и являются формами дополнительного образования,  направленного на получение учеником не только знаний, умений, навыков, но также формирование и развитие у ученика нравственных, интеллектуальных и умственных качеств.

В 1999 – 2000 учебном году сотрудниками ИППР Знаменской О.В. и Белоконь О.И. в гимназии «Универс» введена новая форма дополнительного образования – «Школа молодого ученого».

ШМУ возникла как “место” для взаимодействия учителей, их учеников и приглашенных учёных, с целью предъявления и опробования учащимися учебно-исследовательской деятельности [4].

На занятиях ШМУ школьники взаимодействуют между собой, задают вопросы на понимание материала, т.е. происходит разновозрастное предметное общение: сверстники, младшие, старшие, взрослые (причём разные взрослые: учителя, учёные, руководители творческих работ).

ШМУ является формой предметной внеурочной деятельности учащихся-подростков [4]. До настоящего времени ШМУ включала систему разовых мероприятий, длительность которых по времени измерялась от нескольких часов до нескольких дней. Проходили мероприятия в течение года и участвовали в них учащиеся 7 – 10 классов гимназии «Универс». Также привлекались к сотрудничеству ученые-математики.

ШМУ планировалось как «место», где учащиеся имеют возможность получить опыт исследования творческих задач. Школьники в ШМУ пишут и защищают творческие проекты.

При написании и представлении творческих работ необходимо участие компетентных взрослых-ученых, которые выступают не только в качестве помощника школьникам, но и в качестве слушателя-эксперта.

Деятельность взрослых-ученых направлена на исследование тех или иных фактов, утверждений, гипотез. Поэтому при взаимодействии школьников со взрослыми-учеными (именно за счет их) деятельность школьников превращается в исследовательскую деятельность, которая приобретает значимость для подростка.

Откуда же берутся творческие задачи, результатом исследования которых является творческая работа? Одним источником являются сами учащиеся, другим – участники-взрослые ШМУ, в которой происходит представление творческих задач.

Почему же нельзя на обычном уроке выполнить творческую работу? Да потому, что урок – специально-организованное пространство, целью которого является передача определенных знаний учащимся. На уроке разбирается учебный материал со своей последовательностью и системой, а творческая работа требует исследования той творческой задачи, которую поставил сам учащийся, а ее выполнение может потребовать неограниченного времени, которым не располагает обычный урок.

Основная цель ШМУ – предъявление учащимся творческих задач для дальнейшего ее исследования;

- предъявление культурной позиции взрослого, несущего в себе образцы УИД.

Формы работы в ШМУ разные: от лекции-беседы ученого до занятий ШМУ, на которых учащийся предъявляет темы занятий, интересные для него.

В следующем параграфе опишем те мероприятия, которые были проведены, и которые, на сегодняшний день, включены в структуру ШМУ.

2.2. Общая характеристика мероприятий «Школы молодого ученого»

  На первом этапе ШМУ разрабатывалась как «школа без студентов» и включала в себя следующие интенсивные мероприятия:

1)  Запуск ШМУ;

2)  Подготовка к конференции;

3)  Конференция.

Особенность интенсивных мероприятий – многочасовая работа над предложенной темой ученого-взрослого, требующая понимания материала и предложенной проблемы.

Сначала перед всеми участниками ставится определенная задача или дается неучебный материал, в дальнейшем при работе в группах школьники разных возрастов под руководством взрослого пытаются понять и решить ту задачу, которая поставлена.