Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 15

Встает вопрос: как привлечь студента к работе в ШМУ?

Ответ однозначен: привлечь студента можно только благодаря педагогической практике, которую студенты обязаны проходить в гимназии или школе.

Таким образом, при разработке содержания позиции студента необходимо рассматривать ряд вопросов, связанных с содержанием педагогической практики студентов ППФ.


Глава 2. Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого»

§4. Педагогическая практика как важное место педагогического образования студентов

Основной формой подготовки студентов – будущих педагогов в школе при вузе является педагогическая практика. При этом важно понимание практики не как профессиональной стажировки, а как специфического продолжения всех линий педагогического образования [1][2]. В первую очередь во время практики могут происходить:

-  освоение приемов, навыков педагогической работы (обсуждение, проектирование уроков вместе с преподавателем);

-  исследование и рефлексия процессов собственного образования;

-  самоопределение;

Поэтому базовая школа должна рассматривать педагогическое образование студентов как некий определенный, специфический процесс, имеющий собственную логику и требующий особых условий и механизмов для подготовки, запуска и осуществления этого процесса [1].

Необходимо создание неких механизмов, которые бы контролировали этот процесс. Например, в гимназии «Универс» студентами занимается определенный человек, организуя их работу в школе, поддерживая регулярные связи с факультетскими руководителями практики. На помощь студентам ориентированы психологическая служба и методическая библиотека школы. Ученики также привыкли к присутствию посторонних людей.

Отправным для всего комплекса вопросов, связанных с практикой, является тот простой факт, что педагогическая деятельность намного сложнее любой мыслительной конструкции [1], т.е. быть педагогом сложнее, чем воображать себя педагогом.

Не случайно многие выпускники педвузов просто не могут организовать работу в классе, т.е. задача организации учебной работы ими не решается. Иногда и сами педагоги педвуза, готовя и организуя практику студентов, пасуют перед этой задачей. Под их руководством студенты делают опору не на знания, умения, которые они должны были получить в вузе, а на образцы педагогической работы, на свои представления о работе учителя. Порой они просто «проводят» урок за учителя, увидев как он это делает, либо вспоминают своего школьного учителя. У них не хватает ресурса для того, чтобы «практиковаться», им не достаточно того объема знаний, который они получили на «теории».

Авторами [1] выделяются две стратегии подключения студентов к практической работе, которые как-то позволяют снимать противоречие между «теоретической» подготовкой и реальными ситуациями педагогической деятельности.

«Первая стратегия предполагает кратковременное погружение студентов в реальную образовательную практику в роли учителя (в прямых действиях или в режиме ознакомления). После столкновения с реальными проблемами у студента появляется материал для рефлексии, а затем выделяются проблемы, которые, в свою очередь, становятся исходным пунктом для исследований, разработок, овладения методикой преподавания, предметной работы. Так заканчивается первый этап практики и начинается второй – опробование освоенных средств в реальной педагогической работе.

Другая стратегия – от освоения простых компонентов педагогической деятельности к внедрению проектов целостной педагогической деятельности. Внутри этой стратегии возможны различные пути»[1].

Одним из возможных первых этапов практики является ознакомление со школой – "путешествие" по педагогическим культурам, представленных в ней. При этом анализируются концепции содержания образования, студент же самоопределяется.