Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 7

Но авторство реально начинается в конце подросткового возраста, когда подростки при переходе из подростковой ступени в старшую ступень гимназии «Универс» пишут творческие работы. Это их труд и не стоит забывать, что это начало работы, которая в дальнейшем перерастает в авторское произведение.

Согласно проекту Б.Д.Эльконина основным местом реализации этой деятельности является «не только лаборатория, но и лекционная комната, а также библиотека». Библиотека помогает юноше работать с литературой, обобщать, анализировать и реферировать сложные тексты. В библиотеке юноша может найти множество полезной информации (политической, экономической, спортивной и др.). Следовательно, оценка происходящих событий в мире, школе, семье будет реалистичней. Немногие классно-урочные занятия превращаются в лекционно-лабораторные.

Есть пример, когда в гимназии читаются «настоящие» лекции. Е.К.Лейнартас (профессор КГУ) в 11 МДО классе читает лекции по математике на учебном материале. При этом происходит проба новых форм деятельности, при которых юноши и девушки напрямую взаимодействуют не столько со взрослыми, сколько с компетентными специалистами. Такими формами являются:

-  краевая летняя школа, в которой юноши и подростки края не только обучаются предметно, но и общаются в неформальной обстановке со студентами, преподавателями вузов;

-  выездные школы;

-  подготовительные курсы в вузах, на которые записываются юноши и девушки, чтобы подготовиться к поступлению в тот или иной вуз.

Юноши и девушки уже не дети, они должны иметь практичные образы своего будущего.

Содержание обучения для юношеского периода, в рамках проекта «школы взросления», пока не намечено, а форма организации реализуется как лекционно-лабораторная.

Полнота задания линии взросления требует проектирования и особых межвозрастных форм деятельности и пространств – пространств «встречи» соседних возрастов. Другими словами, Б.Д.Эльконин [21] говорит о том, что необходима «встреча» детей разных возрастов для того, чтобы они могли проследить, заметить, понять какими они будут, чем они отличаются от более старших, какие права и обязанности ожидают их в дальнейшем? Они должны обнаружить «следующую идеальную форму». Такими пространствами для дошкольника и младшего школьника являются различные игровые площадки (футбольное поле, детские городки, спортивные площадки). Для младших школьников и подростков – это пространство, в котором можно проводить спортивные игры и соревнования, а для подростков и юношей, по замыслу Б.Д.Эльконина – еще и библиотека. Общим, объединяющим все возраста, видом занятий является театр; театральная студия это место встречи всех школьных возрастов. Например, всегда можно наблюдать такую картину как первоклассник хвастается перед своим дворовым другом-дошкольником тем, какой он уже «большой», т.к. он один, сам ходит в школу, у него есть портфель, он выполняет домашние задания. Дошкольник же тоже начинает хотеть быть школьником, представляет, насколько это лучше и интереснее. Ему «является идеальная форма».

Как говорят Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин, важно наличие мест «встречи» возрастов. По нашему мнению, именно в ШМУ возможна «встреча» соседних возрастов.

Ни на факультативах, ни курсах по выбору не возможна «встреча», т.к. на них происходит одновозрастное общение, т.е. в этих местах встречаются учащиеся одного возраста.

§2. Описание структуры ШМУ

          2.1. Общая характеристика ШМУ и ее роли в дополнительном образовательном пространстве школьников

В жизни гимназии «Универс» основной формой обучения во второй ступени является урок, хотя присутствуют и другие учебные формы:

·  факультативы (в 1 и 2 ступенях гимназии), где происходит подготовка к олимпиадам, отработка способов, более подробно разбираются те задачи и вопросы, которые были поставлены на уроке;

·  курсы по выбору учащихся (во 2 ступени гимназии) предназначены для тех учеников, которые хотели бы получить более полную информацию и знания в той или иной области науки;