Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 4

ПВШ – кафедра Педагогики высшей школы.


Глава 1. «Школа молодого ученого» как элемент дополнительного образовательного пространства в среднем звене гимназии «Универс»

§1. Понятие «образовательное пространство»

     В настоящем параграфе введем понятие «образовательное пространство»,

опишем теоретические представления Б.Д. Эльконина, И.Д. Фрумина о школе как о «школе взросления» и соотнесем реальную ситуацию в гимназии «Универс» с этими представлениями.

Будем понимать образование как создание образа, процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений [17]. Общее образование включает в себя неразрывно связанные друг с другом воспитание и обучение. Воспитание формирует и развивает у человека нравственные качества, а обучение – интеллектуальные и умственные. Поэтому, говоря о развитии детей во всех аспектах, мы говорим о развивающем образовании.

Человек не может просто усваивать те знания, которые уже накоплены. Жизнь современного общества настолько усложнилась, что формы образования вынуждены постоянно усложняться, совершенствоваться, подстраиваясь под новые требования. В настоящее время существует множество форм, видов образования, которые направлены на достижение разных целей: получение знаний, умений, навыков, развитие творческого потенциала ученика, развитие мышления [3],[8],[11],[14].

С развитием общества появляется новое содержание образования. Возникает проблема введения в программу таких знаний, которые соответствуют достижениям современной науки и культуры.

          Традиционная система образования имела своей главной целью передачу учащимся той или иной суммы знаний. В современной социокультурной ситуации задача школьного и высшего образования сильно расширилась. В частности, появилась необходимость научить школьников самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Как отмечает В.В. Давыдов [8], школа должна учить мыслить. Иными словами, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер.

В традиционной школе наиболее широко представлено эмпирическое мышление, которое возникает и может развиваться у детей не только в школе, но и повседневной жизни. По замыслу В.В.Давыдова «необходимо развить у детей теоретическое мышление, суть которого состоит в том, что это особый подход человека к пониманию вещей и событий путем анализа их происхождения и развития» [8].

Термин "образовательное пространство" [23] был впервые введен Б.Д. Элькониным и И.Д. Фруминым в 1993 г. в их статье в журнале "Вопросы психологии".

В.В. Башев определяет образовательное пространство как совокупность условий, педагогических средств, способов и технологий обучения [5].

В дальнейшем мы будем пользоваться нашим пониманием образовательного пространства: образовательное пространство - это многообразие различных отношений и мест, таких как урок, перемена, класс, классная комната, кружок по вязанию, секция по футболу и т.д. Каждое из этих мест имеет свое содержание, в то же время существует одна общая линия, объединяющая все эти места - это образование ученика.

Эльконин Б.Д. и Фрумин И.Д. в качестве идеального примера образовательного пространства предлагает проект "школы взросления", под которой подразумевается специальным образом организованное пространство, в структуре которого выделяется два полюса, один из которых является возрастным пространством, другой - вневозрастным. Основной идеей, положенной в понятие возрастного пространства, является переход из возраста в возраст, который определяется как "строгой временной последовательностью различных деятельностей, так и традициями, обрядами перехода" [21].

          В "школе взросления" ступени обучения представлены как прогресс субъектности - самостоятельности и ответственности учебной работы. Изменение субъектности достигается за счет изменения формы организации учебной работы (от классно-урочной через лабораторно-семинарскую к лекционно-лабораторной). Различие форм организации работы должно быть наглядно и предметно фиксировано в различиях, во-первых, между архитектурно-эстетическими характеристиками заданий и, во-вторых, в различиях состава и функции помещений для работы. Для младшей школы основным помещением является класс, для средней - лаборатория и комната для семинаров с круглым столом, для старшей - лекционная аудитория и библиотека, специально обустроенная для индивидуальных занятий.