Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 14

·  наличие у студента предметной творческой задачи, которую он мог бы предложить участникам ШМУ.

Заметим, что еще одной функцией студента в структуре ШМУ является «явление идеального взрослого», т.е. студент является представителем некоторой формы совершенства следующего возраста. В отличие от ученого, как носителя научно-исследовательской деятельности, образ которого является слишком недостижимым, студенчество – это то,  к чему может стремиться подросток. Т.е. в некотором смысле это может мотивировать подростка на научно-исследовательскую деятельность.

Студент – промежуточное звено между школьником и ученым. Он может говорить как на языке школьника, так и на научном языке. Поэтому он скорее сможет найти общий язык с ним.

Таким образом, функции студента в структуре ШМУ не исчерпываются только передачей опыта и знаний об учебном исследовании.

§3. Проблема дефицита ресурса в структуре ШМУ и попытки решения проблемы

Мероприятия, которые проводились и проводятся в ШМУ, направлены на предъявление и опробование учащимися учебно-исследовательской деятельности в форме написания и защиты творческих работ.

Необходимо отметить, что если даже учащиеся выбрали понравившуюся тему творческой работы, над которой готовы трудиться, то возникает вопрос: кто возьмет руководство творческой работой? Руководить творческой работой – значит не только помогать ученику в написании работы, но и искать решения тех задач, вопросов, проблем, которые они поставили перед собой, наталкивать учащихся к размышлениям.

В гимназии есть опыт выполнения и защиты творческих работ учащимися. Многие из таких работ выполнены как реферативные работы, т.е. представлен материал по теме, собранный из нескольких источников. Но и к  написанию подобного рода работы учащийся может относиться с творчеством. Это отношение может заключаться:

·  в понимании того, что прочитал в разных источниках;

·  в понимании темы творческой работы;

·  в выделении общего и особенного в разной литературе;

·  в выражении своего отношения.

К сожалению, многие учителя, а вслед за ними и ученики, отождествляют такой вид работы с исследованием. Для того, чтобы этого не происходило, учителя должны представлять, что такое учебное исследование. Необходимо понимание исследования как:

·  некоторого наблюдения тех или иных фактов;

·  постановки проблемы;

·  выдвижения гипотез, требующих подтверждения или опровержения;

·  применения в жизни и науке;

·  новизна темы.

Результатом такого исследования должна служить «маленькая теория».

Учитель по норме не осуществляет реального научного исследования и, как правило, не имеет опыта исследовательской деятельности, который мог бы передать учащимся. Он может помогать учащимся в написании рефератов, докладов, в частности, творческих работ (подбор, объяснение материала). Ученик также может обращаться за помощью к учителю, писать под его руководством рефераты, творческие работы.

Однако имеется проблема написания творческих работ исследовательского характера, и кто будет руководить такой работой. Тем самым обнаруживается дефицит ресурса, который восполнит и решит эту проблему.

Гипотеза состоит в том, что студент ППФ – тот ресурс, который может это делать, т.к. студент имеет представление учебного исследования и опыт проведения учебного исследования.

Например, студент педагогического университета не сможет разрешить данную проблему, т.к. его деятельность не связана с исследованием.

Напомним, что не любой студент ППФ нужен ШМУ, а тот, который имеет знания и опыт проведения учебного исследования; имеет творческую задачу, которую готов исследовать вместе с учащимся; желает работать с учащимися – подростками.

Уже имеется опыт вовлечения студента в ШМУ. Поэтому можно и нужно включить студента в структуру ШМУ на следующий год.