Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 16

Следующий этап можно назвать специализированной практикой. Она предлагает студентам решение конкретных задач, встающих в процессе экспериментирования (например, задачи, связанные с работой учителя-предметника или классного руководителя). Решая их, студент овладевает конкретными знаниями, умениями, навыками. Это значит, что если студент занимается с отстающими учениками, то при этом он систематизирует соответствующие знания, анализирует те или иные подходы (формы) в работе с учениками.

Специализированная практика может осуществляться в разных формах:

§  в конкретной помощи учителю (работа с отстающими, проверка тетрадей, консультации);

§  в выполнении на базе школы своей курсовой или дипломной работы;

§  во внешкольных мероприятиях.

Главный результат этого этапа практики – способность извлекать знания, приобретать умения и навыки из конкретных учебных ситуаций.

Следующий этап – профессиональная практика. Она предполагает участие будущего педагога не только в выполнении специальных заданий, но и в проектировании, реализации и анализе той работы, которая ведется этим студентом (обсуждение, проектирование уроков, методическая работа). Здесь студент уже может осознанно включиться в кооперацию с педагогами, осваивая представления о содержании образования и позиций педагога. Ну а если у студента представление о содержании образования будет единственным? Тогда возникает опасность, что он будет "видеть" образование так, как ему оно представляется. Что не всегда правильно.

Для этого вводится образовательная практика. Здесь происходит повторное "путешествие" по педагогическим культурам, которое позволяет анализировать и сравнивать. Такая практика возвращает студента к анализу собственных целей и задач.

В реальности перед студентом, который приходит практиковаться (пока местом практики будем называть школу), поставлено основное условие - провести уроки в базовой экспериментальной школе по специальности плюс провести одно зачетное занятие, на котором важно присутствие научного руководителя практики и учителя, у которого студент проходит практику. Некоторые студенты поступают формально: приходят в класс, смотрят, что делает учитель ("учатся" как он преподает) и проводят урок, ставя себя на место учителя. Часть студентов работает в другом аспекте: для них не важно "провести" урок, важно само проектирование урока, проектирование их педагогической деятельности. Как правило, такие студенты очень живо воспринимают учебную жизнь (действительность). Включение в эту жизнь происходит быстро, т.к. их основная деятельность в дальнейшем будет деятельность педагога. Именно эта группа студентов может как-то помочь учителям, ученикам, да и сами смогут извлечь пользу из той работы, которую будут вести с ними опытные педагоги. Нами был проведен семинар со студентами ППФ, на котором студенты предположили, в чем может заключаться помощь студентов учителям:

·  работа с отстающими детьми;

·  проверка тетрадей;

·  проведение консультаций с учениками;

·  при обсуждении уроков видны промахи, ошибки;

·  через студента учитель оценивает себя;

·  студент "дает" новые идеи;

·  студент, проводя урок за учителя, тем самым дает отдохнуть учителю (хотя бы на это время).

Таковы мнения студентов, в таких формах работы они видят себя во время прохождения педагогической практики.

Многие учителя просто не знают студентов лично. Поэтому, когда у них спрашивают, «Зачем Вам нужны студенты?», то многие отвечают: «А скажите, что они умеют делать?» Интересно, а что же такого умеют «делать» студенты?

Самым важным является то, что студенты, учась в вузе, приобретают опыт учебного исследования. Первые пробы проведения исследования они получают в вузе, но в дальнейшем, на педагогической практике, применяя свои знания об исследовании, в рамках научного предмета исследуют те задачи, которые перед собой поставили.