Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 5

Так, в гимназии "Универс", некоторые пункты этой идеи реализуются следующим образом: классное руководство эволюционирует от классного руководителя в младшей ступени к классному наставнику в подростковой ступени и к классному советнику в старшей ступени. Школьники младшей ступени имеют право лишь обсуждать выборы в Сенат школы, средней ступени - участвовать в голосовании, а старшей ступени - быть избранными. Мера ответственности у старших школьников выражается в том, что они могут выбирать себе учителей, классного советника, курсы по выбору, придумывают название своему классу, пишут и защищают творческие работы, что является пропедевтикой написания курсовой работы в вузе.

          Возрастному пространству должно быть противопоставлено вневозрастное [21]. Оно не содержит никаких возрастных различий и регламентации. В нем совместная деятельность взрослых и школьников должна выступить со стороны причастности и продуктивности. Именно во вневозрастном пространстве облегчается переход от одной возрастной ступени к другой - возрастной кризис. Это происходит за счет форм деятельности общих для разных возрастов [21]. К вневозрастному пространству относятся всевозможные клубы, кружки, секции, студии, мастерские и прочие. Там нет отметок, а есть продукт, который получается в итоге, и ценен сам по себе. Вне зависимости от возраста ученик может участвовать в любом виде деятельности и при этом вносить в него свою лепту. «Но, с другой стороны, он может рисовать не хуже (или лучше) пятнадцатилетнего, а по-другому, иначе, чем тот»[21].

Как отмечает Б.Д.Эльконин, при переходе из одного возраста меняются как деятельность ученика, так и формы организации учебной работы. Поэтому важно выделить содержание обучения каждого возраста и сравнить «школу взросления» с реальной жизнью школы «Универс».

I ступень гимназии (1 – 4 классы)

К концу дошкольного возраста ребенок уже занял место в обществе (он, дошкольник) и знает какое место займет в будущем (он пойдет учиться в школу). Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился недавно. При переходе в школу у ребенка появляется новая структура отношений: «ребенок-взрослый», которая распадается на «ребенок-учитель» и «ребенок-родители». Ситуация «ребенок-учитель» очень важна и требует особой деятельности. Это Учебная Деятельность. «Во-первых,- как говорит Л.Ф.Обухова,- УД есть деятельность по усвоению знаний» [15]. При усвоении знаний происходит изменение самого ученика. Теперь он может оценить то, «что я знал?» и «что я узнал?».

«Самое главное в УД - это поворот на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час» [15].

Взрослый, а в частности, учитель является значимым человеком для ученика в школе, т.к. без взрослого ученик не может освоить новое действие. Г.А.Цукерман [18] замечено, что ученики часто делают ошибки в действиях, легко могут найти и исправить эти ошибки, но только при помощи взрослого. Даже если ученики работают в группах или по парам, именно взрослый-учитель должен организовать их для получения и освоения нового действия.

В гимназии «Универс» существуют классы с Традиционным Обучением и Развивающим Обучением. Так в ТО основная учебная форма - это самостоятельное выполнение задания учителя, которое «постепенно переходит в списывание». В РО учебная форма другая - коллективно распределенное решение учебных задач. Учителю неизвестно, что произойдет на уроке, он только догадывается, разобрав в проекте урока всевозможные варианты.

Основным местом, где происходит учебная работа, является обязательный урок.

Б.Д.Эльконин [21] в начальной школе видит основным помещением для занятия класс.

В гимназии «Универс» существуют так называемые модульные классы. Они занимаются в отдельном здании и имеют не только комнату для занятий, но и спальную и игровую комнаты. Почему бы не получать знания в игровой комнате? Во-первых, обстановка совсем не подходит для концентрирования мыслей школьников на учителе и предмете. Во-вторых, все, в том числе и комната, должны наталкивать школьника на УД, а не на игровую деятельность. Конечно, игра в младшем школьном возрасте не теряет своего значения, но происходят изменения в игровой деятельности. Так,  в гимназии «Универс» проводятся Интеллектуально-творческие игры, на которых школьники не играют как в футболе, а воображают себе игру.