Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 2

Приложения                                                                                                      53

Введение

В условиях кризиса детства становится актуальным проектирование образования, образовательных пространств. Особую актуальность это приобретает в подростковом возрасте, т.к. этот возраст сравнительно «молодой», возникший в культуре около ста – ста пятидесяти лет назад, вследствие чего у ученых до сих пор нет единого мнения относительно главных новообразований возраста и того, какова ведущая деятельность в этом возрасте.

Современное образование находится в поиске той совместной со взрослыми деятельности, которая требовала бы от подростков более высокого уровня самостоятельности и ответственности, т.е. такой деятельности, в которой происходило бы развитие и взросление подростка.

Предположительно одной из таких деятельностей может являться учебно-исследовательская деятельность [3].

          На этом положении основана попытка проектирования структуры  образовательного пространства в гимназии «Универс». Начиная с 1999-2000 учебного года, одним из элементов такого пространства стала, так называемая Школа молодого ученого. Школа молодого ученого выстраивалась сотрудниками гимназии «Универс» и Института психологии и педагогики развития Знаменской О.В. и Белоконь О.И. в рамках разработки таких внеурочных форм, в которых было бы возможно внедрение, в масштабах всей II ступени гимназии, пилотных разработок, опробованных в рамках экспериментальны классов.

Школа молодого ученого строилась как “место” для взаимодействия учителей, их учеников и приглашенных учёных с целью:

1.  предъявления и опробования учащимися учебно-исследовательской деятельности;

2.  предъявления культурной позиции взрослого, несущего в себе образцы учебно-исследовательской деятельности;

3.  предъявления учащимся творческих задач для дальнейшего их исследования.

          В 2001-2002 учебном году проектировщиками была зафиксирована проблема дефицита средств работы участников Школы молодого ученого с учебным исследованием. Т.к. учителя, как правило, не имеют опыта учебного исследования, который могли бы передать детям, и сами находятся в позиции осваивающих новые средства работы с математическим материалом (связанные с постановкой задачи, формулировании гипотезы, её проверки и т.д.), а из-за жёсткого тематического планирования не имеют возможности опробовать проведение учебного исследования на уроках, то, безусловно, они затрудняются в обеспечении работы с учебным исследованием учащихся в рамках работы Школы молодого ученого (проведения занятий разновозрастной группы учащихся 7-9 классов, состав которой не жестко задан и отражает разный уровень как математической, так и учебной подготовки учащихся гимназии, руководства творческими работами квази-исследовательского характера)*.

Т.о. дефицит Школы можно обозначить как дефицит в составе Школы молодого ученого достаточного количества «носителей» учебно-исследовательской деятельности, т.е. людей, которые имеют знания и опыт проведения учебного исследования в достаточном для передачи школьникам объёме.

          Мы полагаем, что этот дефицит может быть восполнен студентами, т.к. они удовлетворяют вышеперечисленным требованиям.

          Дипломная работа посвящена разработке содержания позиции студента в Школе молодого ученого – одном из элементов учебно-образовательного пространства, в котором возможно математическое образование школьников II ступени, понимаемое как освоение учебно-исследовательской деятельности.

          Таким образом, целью нашей работы является разработка содержания позиции студентов в структуре Школы молодого ученого.

          Для достижения этой цели решались следующие задачи:

1)  Описание роли и места студента в структуре Школы молодого ученого. Для этого восстанавливался замысел тех форм работы, в которых участвовал студент, изучалась ситуация, сложившаяся на момент вовлечения студента в структуру Школы молодого ученого.