Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 6

Таким образом, содержанием обучения для младших школьников является УД, а формой организации учебной работы является классно-урочная форма [21].

II ступень гимназии (6 - 9 классы)

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Подросток готов к тем видам УД, которые делают его взрослее в его собственных глазах. Раз он готов к этому, значит, появляется мотив учения. Он готов выполнять некоторые учебные действия самостоятельно, и он «легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему» [13].

В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В подростковом возрасте УД «уходит» с первого плана. Подросток, сравнивая себя со взрослыми, приходит к выводу, что ничем не отличается от него. Он требует, чтобы его не считали маленьким. Его взрослость выражается в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Поэтому активизируется познавательная деятельность: подросток ходит в музеи, кружки рисования, вязания, спортивные секции и др. Следовательно, увеличивается объем знаний подростков, где немаловажную роль играет самостоятельная работа. Учение превращается в самообразование. Что становится главным для подростка в школе? Подростки общаются, особенно на переменах, их отношения становятся дружескими или приятельскими, они стремятся к доверию и пониманию друг друга. "Центр жизни переносится из УД в деятельность общения" [13].

К.Н.Поливанова [16] характерной чертой младших подростков определяет их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. При этом у подростка появляется новое видение себя во времени. Переход из младшей ступени в подростковую сказывается на психику школьника, т.к. меняется социальный состав, общение, ритм жизни совсем не тот, что был в младшей школе.

Б.Д.Эльконин же говорит, что «УД в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-экспериментальная. Учеба подростка должна быть игрой в допущения, гипотезы и их проверку» [21]. Поэтому основным местом таких игр должен быть не только класс. Таким местом, по словам Б.Д.Эльконина, может стать лаборатория и круглый стол. Лаборатория поможет подросткам провести исследование, вовлечет их в ту среду, в которой занимаются другие подростки. Рабочий процесс в лаборатории натолкнет подростков на новые формы отношений со взрослыми и сверстниками. Круглый стол решит проблему того, что общение между подростками и взрослыми будет постоянным и ежедневным, и не «на лавочках в классе», где не каждый подросток может видеть другого. Форма организации обучения должна быть лабораторно-семинарской, где время занятий и способ организации работы никем не задаются.

В реальной жизни гимназии основным все же остается урок, хотя лабораторно-семинарская форма также была апробована. Во II ступени гимназии, помимо урока, широко распространены дополнительные формы, которые включают в себя:

·  факультативы;

·  курсы по выбору учащихся;

·  ШМУ, где происходит предъявление и опробование учащимися УИД.

В рамках проекта «школы взросления» содержание обучения  подростка не определено и, по словам Б.Д.Эльконина и И.Д. Фрумина, есть лишь отдаленные наметки» [21], а форма организации учебной работы протекает как классно-урочная.

III ступень гимназии (10 – 11 классы)

Согласно представлениям В.С. Мухиной [13] о юношеском возрасте, в юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юноша ищет ответы на вопросы: «кто Я?», «каким Я должен быть?» Его волнуют такие категории, характеризующие личность, как «честь», «достоинство», «долг», «право». Б.Д.Эльконин определяет УД в этом возрасте «как учебно-продуктивную» и «учеба юноши - это деятельность, где результатом должен явиться продукт, авторское произведение и где, следовательно, становится начало авторства» [21].