Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 13

Самая увлекательная часть работы – выбор учащимися, студентами и учителями тем творческих работ. Хочется отметить, что в результате в копилке каждого имелось порядка пяти тем, с которыми ученик, студент или учитель готов работать.

На интенсиве такого типа роль студентов заключалась в том, чтобы

-  курировать группу учащихся (помогать, объяснять им, задавать образец действия, на который они должны опираться);

-  представить свою творческую задачу;

-  показать свою способность и готовность продолжать работу с этой темой;

-  проводить исследование.

Важно заметить, что студенты взяли на себя всю воспитательную работу, и, тем самым, вся организация вечернего досуга учащихся легла на его плечи. Под руководством студента учащиеся представляли и опробовали игровые мероприятия, прогулки на улице.

2.2.5. Систематические Занятия ШМУ (2001-2002 уч. год)

Характеристика мероприятия

Занятия в ШМУ, где основная цель – передача творческой задачи ученикам написания творческой работы по этой теме, а учителям – предоставление возможности дальнейшего развития задачи и материала для руководства творческой работой.

Занятия в ШМУ проводят студенты (Коробейникова Н.А., Чекудаева Е.А., Кральковская Е.С., Гец А.А.) и учителя, проходят они в аудитории, принадлежащей ИППР. Учащиеся 7 – 9 классов, в основном, постоянные участники ШМУ, приходят по желанию.

Занятия проходят в разных формах: индивидуальная, групповая, фронтальная. Иногда учащиеся сами ведут занятия, рассказывая промежуточные результаты творческой работы.

Занятия в течении полутора – двух часов и более проходят каждую субботу, начало в 10.00 часов.

Одной из самых главных задач для студентов является передача знаний об учебном исследовании ученикам и учителям (план и ход занятия смотри в Приложении 4).

Необходимо заметить, что при проектировании занятий студентами пришлось учитывать ряд отличий занятия ШМУ от обычного урока в гимназии:

·  заранее неизвестен возрастной состав (с 7-го по 10-ый класс) и количество учащихся, присутствующих на занятии;

·  присутствие учителей гимназии. Необходимо представить и развернуть тему для учителей так, чтобы в дальнейшем они смогли руководить творческой работой по этой теме;

·  неизвестна степень владения учащимися необходимыми умениями для изучения темы, которую мы хотим предложить;

·  тема, которая предложена на занятии в ШМУ, может быть известна школьникам.

Существенным является то, что сам студент предварительно на предмете темы занятия провел маленькое исследование, показав свои знания и опыт проведения учебного исследования.

          В 2001-2002 учебном году студенты попробовали себя в роли руководителя творческой работы учащегося.

При руководстве творческими работами основной целью является координирование работы с последующей передачей знаний об учебном исследовании ученику, а также исследование творческой задачи вместе с учениками.

Роль студента в том, чтобы при выполнении творческой работы, координировать работу с целью передачи своих знаний об учебном исследовании ученику, также исследовать задачу вместе с ним.

Но изначально в структуре ШМУ не предполагалось, что студент будет руководить творческой работой учащихся, хотя, как показала защита творческих работ на конференции, творческие работы под руководством студента оказались не только интересными, но и носили исследовательский характер.

2.2.6. Вывод

Анализируя опыт участия студентов  в выездных интенсивах, проведения занятий в ШМУ, руководстве творческими работами мы выделили требования, которым должен удовлетворять студент, чтобы включиться в подобную работу со школьниками:

·  желание работать со школьниками-подростками,

·  наличие опыта проведения учебного исследования,