Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 9

Как заметил П.К. Анохин «Живая материя, «вписавшись» в уже готовую пространственно-временную систему мира, не могла не отразить в себе ее свойства, ее архитектуру, если только эти свойства имели отношение к основному свойству самой живой материи – «выживаемости» [6,233]. Такими свойствами являются пространство и время, что было доказано в последующем Л.М. Веккером [12]. Он  указывал на то, что «пространственные и временные характеристики оказываются не необходимым компонентом психических процессов всех уровней их организации, а особым самостоятельным, но отдельным объектом отражения» [12,517]. За счет этого отображения и психологических (сквозных) процессов, к которым он относит память, внимание и воображение, у человека формируется сенсорное время, которое имеет  свои свойства: обратимость, последовательность, одновременность. Посредством речи, перехода от «образа к мысли, преодолеваются все виды пространственно-временных лимитов» [там же,192], выходящих за пределы опыта, и сенсорное время становится средством формирования нового опыта и регуляции субъектом жизни, т.е. «становится» принадлежащим субъекту.

 Процесс приобретения человеком времени рассматривает  П.Фресс. Этот процесс он обозначает как «приспособление ко времени», которое возможно при развитии интеллекта (ссылается на концепцию интеллектуального развития Ж.Пиаже). Поэтому  «понятие времени - есть построение человеческого ума, возникающее как высшая форма приспособления к одному из основных аспектов чувственного опыта – изменению» [42,43]. Овладевая конкретными операциями, ребенок может реконструировать изменения, отдавая себе отчет о порядке и длительности. Ребенок приобретает прошлое и будущее, т.е. временной кругозор. На стадии интеллектуальных операций формируется понятие времени, происходит абстрагирование от конкретных изменений во времени и тогда человек «становится способным адекватно реконструировать прошлое, предвидеть будущие изменения и организовывать их в той мере, в какой они зависят от деятельности, и таким образом, творить собственное будущее» [там же, 54].

Изучение «временного кругозора» впервые было начато К. Левиным. Первоначально он предложил термин «временная протяженность», но после публикации Л. Фрэнка, обращается к понятию «временной перспективы». Именно К. Левин дал этому термину теоретическое обоснование.

Л.Фрэнк рассматривал временную перспективу (ВП) как «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее два аспекта поведения… Будущее детерминируется настоящим, настоящее контролируется прошлым, но прошлое создает то, что будущее накладывает на настоящее» [цит. по 9а,41]. Т.е. ВП можно представить как линию в будущее.

К. Левин расматривает ВП как зависимую от психологического поля. Психологическое поле существующее в данный момент, включает в себя представления о своем будущем и прошлом. Человек видит не только свое теперешнее положение, у него есть определенные ожидания, желания, страхи, мечты о будущем. Его представления о прошлом создают в его жизненном пространстве «“уровень реальности” прошлого» [26,127]. Т.е ВП – это целостный взгляд индивида на свое психологическое прошлое и психологическое будущее, существующий в данный момент времени. В дальнейшем его идеи нашли отражение в работах Ж.Ньюттена. Но его понимание ВП отлично от Левиновского, не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только «ментально», «когнитивно». Помимо воспринимаемых моментов в настоящем, в психологическом поле существуют и «виртуальные». ВП есть «виртуальное» присутствие не воспринимаемых в актуальном настоящем событий, которые имеют определенное значение для индивида, являются «мотивационными объектами».

Если использовать метафору, предложенную гештальтпсихологией, то К.Левин ВП рассматривал как «фигуру», в то время как Ж.Ньюттен – «фон».

В гуманистической психологии А. Маслоу было введено понятие «временной интегрированности личности», которая присуща самоактуализирующимся  людям. В пиковых переживаниях они «выходят» в универсальные ценности бытия и тем  самым преодолевают объективное пространство и время, выходят во вневременное бытие, т.е. будущее и прошлое присутствуют в нем (человеке) в настоящий момент. Таким образом, ВП присутствует в настоящем и мыслится как настоящее, т.е. для человека «стирается» последовательность, его образ  жизни представлен в виде «симультирования (одновременное воспроизведение) сукцессивного (последовательно осуществляющегося) ряда» (Л.М. Веккер).