Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 21

Т.о., можно говорить о том, что респондеты экспериментальной группы обращены к себе, к своей нынешней работе. Значимость работы (трудовой деятельности) респондент выделял для  себя сам, ранжируя, выделенные из своей жизни, события. Данные представлены в табл.6 (Приложение 4). Практически для половины респондентов экспериментальной группы работа имеет большое значение. В контрольной группе практически половина не указала событий, связанных с трудовой деятельностью.

Подведем итог по содержательным характеристикам. В экспериментальной группе выделяются, в основном, события, связанные с семьей, с работой (нынешней деятельностью) и с изменениями в себе («Я-сфера»). В контрольной группе – события, связанные с семьей, с работой  как профессиональным становлением, с досугом (хобби, отдых и т.п.), события, связанные с настоящей трудовой деятельностью практически отсутствуют.

Для того чтобы понять связь между «Я-сферой» и «школой» в экспериментальной группе и отсутствие событий в трудовой деятельности в контрольной, обратимся к результатам, полученным с помощью техники «Неоконченных предложений».

При обработке материала использовалась сетка содержательных категорий, разработанная в школе Ж. Ньюттена [40, 28], результаты представлены в табл.7 (Приложение 5).

Можно видеть, что в экспериментальной группе больше указаний на      «реализацию через профессию», для них работа, нововведения в лицее являются способом самовыражения, развития («работать творчески», «возможность самореализации в школе», «возможность развиваться» и др.). Выражена категория «Я», «профессиональная активность».

В контрольной группе больше указаний на черты людей и выражена категория «собственность». «Реализация через деятельность» также встречается в этой группе, но она, по сравнению с экспериментальной,  не ярко выражена и находится в сочетании с низкой «профессиональной активностью». И это находит отражение в высказываниях о работе и о нововведениях («преобразовывают нашу жизнь», «приемлемым, если все доведено до ума», «работа устраивает», «работа должна быть любимой» и др.). Респонденты не сопротивляются нововведениям, не считают, что они не нужны, в их ответах встречаются и позитивные характеристики («необходимы», «бывают полезными», «нужны», «я одобряю» и др.), но они являются для респондентов этой группы чем-то внешним.

Понять, почему человек не участвует в нововведениях, можно, обратившись к анализу кластера «Я и школа». В контрольной группе часто указываются конкретные функции, которые выполняет респондент («в школе я работаю математиком», «школа предоставляет работу» и др.). Хотя и в экспериментальной группе встречаются такие высказывания, но вместе с ними они дополняются другими, связанными с характеристиками своей трудовой деятельности («работать с одаренными детьми», «индивидуальное обучение», «понимание между мной и детьми» и др.). Также различия выделяются и в описании характеристик школы (кластер «отношение к школе»): в контрольной группе, в основном выделены внешние характеристики («находится в красивом месте», «на хорошем счету в городе», «на 3 «ступени» выше других» и др.), либо оценочные суждения («школа моя», «мне нравится», «устраивает» и др.); для экспериментальной характерно выделение «внутренних» особенностей, субкультуры школы («доброжелательная атмосфера», «много интересного, возможность проявлять лучшие качества” и др.). Возможно, эти “внутренние” характеристики выделяются из нахождения своего места в школе, возможности выразить себя, что отражено в кластере “Я как специалист”. В экспериментальной группе респонденты обнаруживают, обозначают свои дефекты, ставят задачи “саморазвития”, “самореализации”, проявить себя”. В контрольной теме встречаются такие высказывания, но они не характерны для группы в целом.

Итак, подведем итоги по “неоконченным предложениям”. Для экспериментальной группы характерны высказывания, связанные с “Я” и “реализацией себя в профессиональной деятельности”, что определяет реальность работы, профессиональную активность. Выделенные характеристики, школы, учителей внимание уделяется возможностям и способностям к реализации, выражению, тем характеристикам, которые полагают в процессе выражения себя в деятельности. Также респонденты обнаруживают у себя дефициты, ставят задачи на изменения, развития, что находит отражение в целях.