Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 13

В этой «макроструктуре» деятельности выделяется два пласта.

Предметное содержание – то, на основе чего строится деятельность, что определяет ее направление, величину усилий субъекта при ее выполнении. В этот пласт входят:

-  потребность как состояние объективной нужды организма, удовлетворение которой необходимо для нормального функционирования[6];

-   мотив как то, ради чего совершается деятельность или опредмеченная потребность. Мотив определяется предметом, первоначальными «встречами» потребности и предмета, т.е. когда находится предмет, способный удовлетворить данную потребность. [7]

-  Цель как образ желаемого результата и условия – те обстоятельства (внешние или внутреннее состояние субъекта), в которых протекает деятельность.

Помимо содержания, деятельность имеет и четко заданную структуру, что и составляет второй пласт. Деятельность представлена как совокупность действий, объединенных одним мотивом. Действия же представляют собой акты, направленные на реализацию целей, и осуществляемые разными способами – операциями. Несмотря на то, что составляющие деятельности подвижные (каждая из них может стать дробной, или включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы), строение деятельности определено довольно жестко: деятельность подчинена мотиву, действие – цели, операция определяется условиями. Это и есть та «макроструктура», которая не изменяется; она определяет структуру психики и сознания. «Деятельность  выступает в качестве » источника и механизма организации, а индивид утрачивает свою изначальную суверенность и предстает как «орган» деятельности [48,269]. Именно на это положение теории А.Н.Леонтьева направлена основная критика.

Но мы не будем здесь рассматривать методологические проблемы психологической теории деятельности, самой категории “деятельности” в ней, т.к. нас интересует не сама деятельность, а отношение человека к ней, к тому, что он выполняет.

Поэтому для нас важным является понятие ”личностный смысл”, которое впоследствие разрабатывал Д.А.Леонтьев. “Личностный смысл” выступает как “значение-для-меня” и тем самым “безличные знания о мире” [29,19], объективная реальность наделяется смыслом, “очеловечивается”. В личностных смыслах предствлены отношения личности, то, как она выделяет себя из объективной действительности и связывает себя с ней. В зависимости от сложившейся структуры отношений, личность реализует эти отношения в деятельности, организует и регулирует деятельность. Таким образом, в деятельности личностные смслы формируются (пристрастное отношение, “источником которой является предметная деятельность субъекта в мире ”[там же, 19]) и проявляются  (“в управлении его активностью в мире” [там же, 18]). Благодаря личностному смыслу, образуется “подлинная, живая деятельность” (Э.Г. Юдин).

Помимо А.Н.Леонтьева проблемой деятельности занимался С.Л. Рубинштейн, но у него деятельность выступает не как “одномерная категория”, а как объяснительный принцип. Через деятельность индивид устанавливает отношение с действительностью и тем самым изменяет себя в деятельности и изменяет деятельностью других. Между субъектом и деятельностью существует сложный способ связи. У С.Л. Рубинштейна под деятельностью понимаются две различные (по природе) деятельности: социальная деятельность и психичнская [1].

Социальная деятельность – форма деятельности, которая реализует личность в общественных отношениях, посредством которой личность включается в общественный контекст. Она задана исторически, но изменить способ ее реализации, и тем самым изменить и себя, личность может психической деятельностью.

Психическая деятельность – специфическая человеческая форма деятельности, которая является преломлением социальной деятельности через внутренние условия и выстраивания отношений к ней.

“Функция психической деятельности связана с сохранением, поддержанием качественного своеобразия индивидуального бытия в зависимости от способа его включения как индивидуального в общественное” [2,191]. Т.е. психическая деятельность является особой формой активности, которая определяет социальную деятельность, мотивы, цели, направляет желание (нежелание) осуществлять деятельность, строить варианты по ходу выполнения, реализации социальной деятельности.