Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 14

Психическая деятельность возникает в опредленном взаомодействии с миром с другими людьми через деятельность. Такой способ взаимодействия характеризуется выстраиванием отношений к деятельности, к себе, к миру, к людям и т.п. Личность отделяет себя от мира и заново, на основе переживания как чего-то со мной произосшедшего, “соотносит себя с внешним, предметным миром” [39,14].

Таким образом, отношения определяют связь между субъектом и его деятельностью и переводят “систему требований, предъявляемых человеку объективными характеристиками деятельности к субъективно выбираемым человеком способам их удовлетворения, к превращению им своих потенциальных способностей в реальные действия” [1,107]. Т.е. посредством отношения к деятельности, к самому себе, к своей жизни человек включается в социальную деятельность, социальность.


4.2 Включенность в трудовую деятельность

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, “понять индивида как личность, можно только рассмотрев его как реальное социальное существо, не внешне, а внутренне включенное в социальность” [2, 94]. В общественные отношения, социальность, личность включается в процессе жизни и деятельности. Личность творит свои общественные отношения через свое участие в труде, в производстве. Но это участие будет личностным, если она (личность) привносит в эти отношения и нечто свое, т.е. связь субъекта с деятельностью будет не чисто функциональной, чисто приспособительной, сугубо стандартной, а творчески-преобразовательной.    

          Связь между субъектом и его деятельностью становится не просто внешней, а внутренней, необходимой для самого субъекта.

          Именно эту «внутреннюю» связь между субъектом и деятельностью, когда становится субъект деятельности, когда объективные характеристики и параметры          деятельности (задачи, события, временные и пространственные требования) переводятся в субъективные условия их реализации, когда в деятельность (социальную) привносятся возможности, стремления, способности, активность личности, С.Л. Рубинштейн обозначал как включение в деятельность, имея в виду трудовую, общественную деятельность.

          Т.е. включение8 в трудовую деятельность означает становление отношения личности к этой деятельности, определение этого отношения «через место данной деятельности в жизнедеятельности личности в целом, в иерархии ее целей» [1, 247].

          В результате возникает «внутренняя причастность личности к значимой деятельности» [38, 75], к другим людям через эту деятельность. Трудовая деятельность приобретает для личности определенную ценность, а, следовательно, включается во внутренний мир личности. Таким образом, через выстраивание отношений посредством психической деятельности  «индивидуальное бытие выступает не как случайное по отношению к общественной сущности, не как противостоящее ей, а как особенное проявление общественного бытия» [2, 11].

А так как индивидуальное бытие представлено для личности как пространственно-временной континуум ее жизни, как индивидуальная временная трансспектива (как это было рассмотрено нами раньше), то, как мы предполагаем, «субъективно-ценностные обобщения и отношения личности к жизни, возникающие в ходе жизнедеятельности» [23, 224] составляют часть этого континуума, временной трансспективы. Т.е. можно предположить, что включение в трудовую деятельность “вносит” во временную трансспективу события, связанные с этой деятельностью.

          Предыдущие наши исследования показали, что во временной трансспективе практически не указывались события, связанные с трудовой деятельностью. Мы это объясняем тем, что субъект и трудовая деятельность отделены друг от друга, связаны только внешне.

          Чтобы проверить эти предположения, мы и организовали это исследование. В качестве независимой переменной мы взяли участие в нововведениях в определенной организации.


4.3. Нововведение как способ изменения деятельности.