Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 7

Идеи, предложенные С.Л. Рубинштейном, в дальнейшем развивает К.А. Абульханова-Славская, выделяя в структуре жизненного пути три компонента, как основные единицы изучения жизненного пути:

1.  Жизненная позиция – ценностный способ жизни, устанавливаемый на основе самоопределения по отношению к объективным условиям. Выступает как основная детерминация всех жизненных проявлений личности; а также включает в себя потенциалы развития личности, совокупность объективных и субъективных возможностей, которые на основе этой позиции открываются.

2.   Жизненная линия – способ жизни, движения, изменения и развития, которому присуща пролонгированность и ценностность.

3.  Смысл или концепция жизни – психологические способы переживания жизни в процессе ее осуществления, выражается в притязаниях личности, ее стремлениях, потребностях, а также является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выразить себя в формах жизни.

Также она выделяет две интегративные характеристики жизненного пути – стратегию жизни и временную регуляцию.

Стратегия жизни как выбор основного направления, способа жизни, определение главных целей, этапов  их достижения и соподчинения. Возникает сначала как замысел жизни, как созидание ценностей, как идеальный план, затем требует реализации на практике, соединения своих потребностей со своей жизнью, нахождения самого себя.

Временная организация – это ориентация во времени, использование времени, особые временные способности, которые обеспечивают своевременность (соотношение объективного и субъективного личностного времени), оптимизацию общественной и личной жизни.

К.А. Абульхановой-Славской жизненный путь был рассмотрен как структура, без обращения к переживаниям своей  жизни, к содержательному наполнению этой структуры. А как указывал С.Л. Рубинштейн: «Всякое живое существо развивается, но только человек имеет историю» [по 30,238].

      Попытку рассмотреть жизненный путь комплексно предпринял

   Б.Г. Ананьев. В его концепции жизненный путь –это  история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения. Им учитывался исторический контекст, в котором происходит формирование и развитие личности. Личность не оторвана от тех социально-экономических, политических, культурных и других условий, в которых она живет. Однако, мера отражения в ней истории современности различна для разных людей. Несмотря на то, что исторические условия задают определенный образ жизни, жизнь каждого уникальна и неповторима. Это связано с объективными обстоятельствами, в которых протекает жизнь отдельного человека. Но помимо этого жизнь представляет собой гетерохронное явление, связанное с множеством форм индивидуального развития. Б.Г. Ананьев    выделяет три плана, три линии  развития:

1.  Онтогенетический, в котором исследуются «метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма (смена состояний или фаз развития (возрастов))».

2.  Эволюция личности как общественного индивида (личностно-биографический). Исследование «основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей».

3.  Субъектно-практический. Изучение «истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности» [4,178-179].

Изменения, происходящие в той или иной линии развития, определяют фазы жизненного пути. Фазы накладываются друг на друга, определяя линию развития индивида. Но весь процесс развития личности проявляется в неравномерности и гетерохронности смены ее состояний. Несмотря на многолинейность развития в жизни личности, можно выделить события как поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни.

Эти события также влияют и на внутренний мир личности. По мнению Н.А. Логиновой, которая продолжала работу Б.Г. Ананьева в этом направлении, «внутренний мир – психологическое содержание внешнего» [30,245], основной единицей которого является переживание. Переживания рассматриваются «в форме психических состояний, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражающие события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту [там же,246]. Т.е. переживания образуют субъективную картину жизненного пути» (Б.Г. Ананьев). Им не было дано развернутого определения  субъективной картины, но были выделены следующие моменты: