Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 16

Предметом исследования стали формальные и содержательные характеристики индивидуальной временной трансспективы.

Исходной гипотезой в организации исследованиия было следующее предположение:

Индивиды, включенные в нововведения, в своей временной трансспективе имеют события, связанные с трудовой деятельностью.

В ходе исследования исходная гипотеза конструировалась в рабочию:

Индивиды, включенные в нововведения чаще указывают личностно-психологические события, связанные с самоизменением.

Для решения задач и проверки гипотез была составлена программа исследования, основным принципом построения которой было сохранение целостности в изучении индивида.

Исследование состояло из трех этапов:

-  на первом этапе с помощью экспертов оценивалось “включенность в нововедения” на деятельном уровне;

-  на втором, с помощью батареи методик, исследовались характеристики временной трансспективы;

-  на третьем – производилась обработка результатов.

Опишем более подробно каждый из этапов.

Первый этап. Экспертные оценки.

Целью этого этапа был отбор испытуемых. Задачей – выделить две группы испытуемых:

-  учителей, включенных в нововведения на деятельном уровне – экспериментальная группа;

-  учителей, не включенных в нововведения, – контрольная группа10.

Группы были выделены с помощью экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены четыре представителя руководства лицея.

Им был предложен бланк, где по строкам были расположены фамилии учителей, по столбцам – признаки, по которым производилась оценка.

В основу выделения признаков мы положили типологию реакций человека на нововведения, предложенную А.В. Филипповым [49]. Им были выделены два критерия, комбинация которых описывает тот или иной тип:     -   активное участие

-  принятие нововведения.

Т.к. мы в качестве оцениваемых критериев выделяем деятельные характеристики, то «принятие нововведения» мы разложили на два признака: интерес к нововведению и использование нового в своей трудовой деятельности (признаки взяты из описания типов реакций А.В. Филипповым).

Каждый признак мы просили оценить экспертов по трехбалльной шкале. Полученные данные можно считать достоверными (оценки экспертов согласованы).

В результате было выделено несколько групп, из которых мы взяли две группы: имеющие высокие показатели по признакам и имеющие низкие.

В основном в исследовании приняло участие 11 человек в экспериментальной группе и 9 человек  в контрольной. Возраст испытуемых от 27 до 54 лет.

Небольшое количество испытуемых объясняется используемыми методами, которые позволяют получить не только количественную, но и качественную информацию и позволяют описать уникальность, целостность человека. Исследование выполнено в идеографическом подходе.

Второй этап. Исследование характеристик временной трансспективы (ВТ) у экспериментальной и контрольной групп.

Замысел работы определил набор процедур. Опишем их в той последовательности, в которой они были предъявлены испытуемым.

«Пятилетия жизни», разработана А.А. Кроником (приложение 1а). Она позволяет получить информацию о формальных характеристиках ВТ:

-  «удельный вес» каждой временной ориентации (прошлого, настоящего, будущего);

-  о доминанте прошлого настоящего и будущего;

-  о степени субъективной реализованности жизни с точки зрения продуктивности.

Модифицированный, в соответствии с поставленными задачами, вариант «Психологической автобиографии» Е.Ю.Коржовой [24]. Методика разработана в событийно-биографическом подходе и позволяет выявить содержательные характеристики ВТ.

В настоящем исследовании события записывались не на бланке, а на отдельных карточках. Это было сделано для того, чтобы ранее записанные события не влияли на «обозрение своей жизни» [23]. Помимо даты и оценки, испытуемые оценивали свое участие в «совершении» того или иного события, а также ранжировали по значимости («значению-для-себя»), выделенных из пространственно-временного континуума своей жизни событиий. Данная методика позволяет получить данные содержательного характера.