Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 10

В отечественной психологии проблема субъективного переживаемого времени была поставлена С.Л. Рубинштейном. «Субъективно переживаемое время – это не столько кажущееся, в  переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни (поведения) данной системы – человек, вполне объективно отражающий план жизни данного человека» [36,41]. Это время отражает разный уровень бытия личности, разные способы существования, то, как человек «видит», осмысливает, организует свой жизненный путь, как сохраняется «преемственность, тождество внутри изменения» [там же, 41].

Это субъективно переживаемое время (психологическое время) было  рассмотрено Е.И.Головахой и А.А. Кроником. Ими было проанализировано «переживание» времени, то, за счет каких способов, средств, механизмов, в сознании человека формируется определенная система общественных представлений о времени [16,344]. Таким образующим, формирующим фактором являются межсобытийные связи, которые выстраивает личность. И в связи с этим, психологическое прошлое определяется совокупностью реализованных связей, психологическое настоящее – актуальными связями, психологическое будущее – потенциальными. Сложность такого подхода заключается в том, что не всегда личность может выстроить связи между событиями (как говорил Б.Г.Ананьев, развитие человека гетерохронно, многолинейно), а также в том, что для человека его жизненный путь представлен в виде гештальта, где события могут меняться “местами”: быть то в структуре фона, то - фигуры, – поэтому “структура причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути” [16a,214] должна быть очень гибкой и динамичной.

В.И. Ковалев «психологическую реальность и субъективную динамику индивидуального прошлого и будущего, их связь с настоящим и  форму объединения в актуальной психической жизни индивида, в его сознании и подсознании» [23,224], т.е. субъективную организацию времени описывает с помощью понятия «индивидуальная временная трансспектива» (ИВТ).

ИВТ – сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, динамическая совокупность чувственно-мыслительных образов событий жизненного пути [23,224].ИВТ и ее составляющие – ретроспектива и перспектива – отражают в основном событийную структуру жизни, которая связывается в единую картину жизни (на настоящий момент), с выделением значения и смысла прожитого или предстоящего.

В формировании ВТ автор выделяет два этапа:

1.  Непроизвольная, стихийно возникающая при определенных обстоятельствах способность личности выстраивать в сознании картину уже состоявшейся жизни и экстраполировать ее на будущее.

2.  Субъективно-целостное обобщение сознательно (целенаправленно) предпринимаемо человеком с целью более совершенной и эффективной временной ее регуляции.

ВТ имеет помимо содержательных характеристик (темы, категории событий), формальные [9,42].

К содержательным относятся:

а) «удельный вес» времени в его распределении на различные занятия: работа, семья, дружеское общение, развитие и т.п.;

б) «удельный вес» занятий во временных ориентациях – прошлого, настоящего и будущего.

К формальным:

а) протяженность ВТ, начало и конец «удержания» жизни;

б) «удельный вес» одной из временных ориентаций;

в) степень насыщенности каждой временной ориентации.

В нашем исследовании мы используем понятие «временная трансспектива», поскольку оно позволяет охватить целостный  пространственно-временной континуум жизни индивида – его прошлое, настоящее и будущее и подчеркнуть их взаимодействие.

Выделим отличия ВТ от исходных понятий, эквивалентно используемых терминов «временная перспектива», «внутренняя картина жизненного пути», «психологическое время».

Во «временной перспективе» акцент ставится больше на будущем. Термин ВТ включает представление субъекта о его полном временном пространстве.

«Внутренняя картина жизненного пути» – это целостный образ жизненного пути. Он «предстает как целостность в единстве прошлого, настоящего и образа желаемого будущего» [22,218].  ВТ – это динамическая совокупность чувственно-мыслительных образов событий жизненного пути, которая в последующем посредством обобщения и отношения личности к жизни как к целому может стать внутренней картиной.