Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 20

Теперь обратимся к анализу содержания ВТ. Анализ содержания ВТ включал два направления: выделение типов событий, главных тем и изменение в содержании отдельных временных компонент ВТ – прошлого, настоящего и будущего

Типы и виды событий определялись по классификации Х. Риза и           М. Слайера [10]. Ими было выделено четыре типа событий:

-  Биологические, связанные с травмами, болезнью, рождением.

-  Личностно-психологические, связанные с изменением в себе, переживаниями, с выбором жизненного пути, использованием свободного времени.

-  Изменение физической среды (переезд, стихийное бедствие).

-  Изменение социальной среды (вступление в брак, изменение социального положения).

Помимо типов, авторы выделяют и виды событий. Мы несколько изменим виды событий, включим новый для того, чтобы вскрыть разницу между группами.

В результате у нас получились следующие виды:

-  Семья, включающая в себя и родительскую семью, и свою, а также событий, связанных с детьми (своими).

-  Я – сфера изменения в себе, констатация переживаний, впечатлений.

-  Учеба. Все,  что связано с образовательным институтом: детский сад, школа, ВУЗ.

-  Работа: события, связанные с профессиональным становлением (устройство, пенсия), или с прежним местом работы.

-  Школа как настоящее место работы; события, происходящие внутри школы

-  Межличностные отношения.

-  Здоровье.

-  Место жительства.

-  Материальное положение.

-  Досуг. События, связанные со свободным временем, с хобби,  отдыхом.

Исходя из этой классификации, мы отнесли выделенные каждым респондентом события к тому или иному типу и виду.

          В результате по типам мы получили следующее:

Типы событий:

I — биологический;

II — личностно-психологический;

III — изменения физической среды;

IV — изменения социальной среды.

Как видим, наиболее выделяемые типы событий для респондентов обеих групп – личностно-психологические, связанные с изменением в социальной среде и биологические. Но частота их встречаемости у групп различна. Данные по личностно-психологическому типу значимо различны ( критерий Фишера    φ* = 1,65 при р < 0,05), по остальным типам значимых различий не обнаружено. Это говорит о том, что респонденты больше внимания при рассмотрении своей жизни уделяют изменениям, происходящим в них. И в настоящем они выделяют события, связанные в основном с изменениями, происходящими с ними или которые повлияли на них («нахождение единомышленников», «признание моего профессионализма»). Данные по встречаемости типов событий в различных временных зонах ВТ даны в табл.3 (Приложение 3).

Анализируя данные по видам событий (Приложение 3,4), мы можем выделить характерные для каждой группы виды событий. Для экспериментальной – это события, связанные со «школой» и с «Я-сферой», для контрольной – с «досугом». Рассматривая виды событий по временным зонам, можно увидеть, что прошлое заполнено практически всеми видами событий у обеих групп. Различий в видах событий нет, кроме «Я-сферы». В экспериментальной группе выделяют события, связанные с оцениванием определенных периодов, «оценка» себя («год, выброшенный из жизни», «осознание себя как личности», «формирование задач саморазвития и познания»).

В настоящем группы «выделяют» различные виды событий. Для контрольной – это «семья», «досуг», «школа», «межличностные отношения» («выступление дочери на конкурсе», «получение разряда»). Для экспериментальной – события, связанные со «школой» («конкурсы, смотры», « ученики 10 «А»: открытие предмета заново», «востребованность как профессионала»), с «Я-сферой» («новый взгляд на литературу», «оставаться самому в курсе всех новинок»).

Будущее в обеих группах связано с семьей и с работой, причем в работе выделяются события нормативные («уйду на пенсию», «предстоящие экзамены»). В нем также существуют различия по «Я-сфере».