Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 15

          В литературе нововведения и инновация рассматриваются как идентичные явления. На наш взгляд это различные понятия, обозначающие и различные процессы. Ниже мы приведем несколько определений «нововведения» и «инновации» и попробуем развести их.

          Под нововведением А.Н. Пригожин понимает целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые относительно стабильные элементы. Т.е. нововведение есть изменение условий среды, изменение происходящее вне человека.

          В словаре научно-технического программирования «инновация» рассматривается как синоним «нововведения» и означает результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание, распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. Т.е. инновация (нововведение) выступает в двух формах: в форме результата и в форме процесса внедрения этого результата, который для работников представлен в виде изменения условий выполнения трудовой деятельности.

Л.М. Митина рассматривает инновацию как новые функции, которые не полностью интегрированы в профессиональном самосознании работника. Т.е. она подходит к инновации со стороны человека (субъекта труда). Инновация рассматривается как возникновение нового в самосознании работника (субъекта труда).

Подобное определение «инновации» дает и В.М. Кларин, рассматривая ее через «существенные изменения в образе деятельности, стиле мышления, активность на возникающие проблематичные ситуации, эвристический поиск» [25,4].

Существуют и другие определения “инноваций” и “нововведений”, рассматривать их все не имеет смысла, т.к. уже из приведенных определений мы можем развести эти понятия.

Инновация – это внутренние изменения субъекта труда, происходящие в его самосознании, в мышлении, в способах выполнения им деятельности. Можно сказать, что инновация – это психическая деятельность, причина появления субъекта деятельности, изменяющего и преобразующего эту деятельность, привносящего новые способы, которые способствовали совершенствованию процессов трудовой деятельности и ее результатов.

Под нововведением мы понимаем, вслед за А.В. Филипповым [49], изменения в окружающей человека среде, с которой он непосредственно взаимодействует и которая значима для его  активности. Эти изменения неизбежно ведут к соответствующим изменениям в технических механизмах отражения, в регуляции деятельности.

Т.к. в нашем случае (в школе) нововведения являются иным способом трудовой деятельности, которым можно заниматься параллельно с основным, то участие9 в нововведении мы рассматриваем как возможность реализации себя в трудовой деятельности, как возможный показатель “включенности в трудовую деятельность”.

Для того чтобы проверить эти предположения, мы считаем, надо рассмотреть ВТ как обобщенно-ценностное отношение к жизни,  отражающееся в выделении определения событий своей жизни.

В соответствии с выделенными предположениями мы организовали наше исследование.


Глава 2. Исследование временной трансспективы у педагогов.

§ 1. Организация исследования

 Наше исследование посвящено проблеме нахождения феноменов, которые бы позволили диагносцировать, описать включенность в трудовую деятельность.

Мы предполагаем, что таким феноменом может стать индивидуальная временная трансспектива.

Целью нашего исследования является описание характерных особенностей временной трансспективы лиц, учасвующих в нововведении.

Исходя из цели, мы ставим следующие практические задачи:

1) сравнить временную трансспективу у лиц, включенных и у не включенных в нововведения;

2) выделить различия в содержательных и формальных параметрах временной трансспективы;

3) выделить особенности во временной трнсспективе, которые характеризуют значимость трудовой деятельности.

Объектом исследования были учителя одной из школ г. Красноярска (нами была специально взята одна организация, чтобы уровнять условия по отношению к нововведениям).