Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 17

Для уточнения содержательной структуры ВТ использовался метод «Неоконченных предложений». В основу метода положена модель Ж.Ньюттена о существовании в сознании различных объектов, которые в не меньшей степени стимулируют активность, но в настоящее время не воспроизводятся когнитивно, ментально.

В соответствии с поставленной проблемой: выделение показателей, характеризующих «включенность в трудовую деятельность», - мы выделили несколько кластеров, которые позволили бы получить информацию о человеке как  субъекте труда (приложение 1б).

Кратко опишем выделенные кластеры:

1.  «Отношение к будущему». Представленность будущего. Насколько оно определено, каковы его характеристики. Выделен для описания ВТ.

2.  «Цели». Какие человек ставит перед собой цели, с какой сферой жизнедеятельности они связаны.

3.  «Я как специалист». Выделен для изучения отношения к себе как к субъекту труда.

4.  «Я и школа». Определение своего места в школе, определение своей позиции внутри школы как организации.

5.  «Школа» как место работы. Направлен на изучение того, насколько причастен субъект труда к организации.

6.  «Отношение к работе». Позволяет выделить место работы (место труда) в жизнедеятельности, ее функции и определенные характеристики.

7.  «Коллеги».  Направлен на изучение отношений с коллегами, на то, какие характеристики, особенности выделяют в учителях, что значимо в других.

8.  «Нововведения». Отношение к нововведениям, их оценка. Введен для понимания причин участия/неучастия в нововведениях.

Данная методика позволяет получить информацию о характеристиках ВТ, а также основную информацию о субъекте труда.

Обработка информации проводилась методом контент-анализа по схеме, разработанной Ж.Ньюттеном [40,27-35].

Батарея методик направлена на изучение когнитивного, ментального пространства личности, т.к. для нас важным является осознанное представление субъекта труда о себе и своих целях, о трудовой деятельности, т.к., лишь сознавая свою позицию, субъект может менять, преобразовывать трудовую деятельность, включаться в нее.


§ 2. Результаты и их обсуждения.

Как уже говорилось, цель нашего исследования состояла в том, чтобы описать и сравнить ВТ, выделить характерные особенности у экспериментальной группы.

Сравнение проводилось по форме и по содержанию.

Сначала рассмотрим формальные параметры, как-то:

1.  протяженность, длина ВТ;

2.  плотность составляющих ВТ, которая подсчитывалась как степень насыщенности (средняя) для частей ВТ (ретроспективы и перспективы) и через отношение объема количества событий в частях к протяженности перспективы или ретроспективы;

3.  «удельный вес» каждой временной зоны ВТ;

4.  эмоциональная оценка временных зон, общий эмоциональный фон.

Результаты по первому критерию представлены в табл.1.

Таблица 1.

Группа

Начало ВТ

Протяженность

ВТ

(в кол-вах лет)

Протяженность ВП

 (в кол-вах лет)

Протяженность ВР

(в кол-вах лет)

по  пятилетиям

по событиям

по пятилетиям

по событиям

по пятилетиям

по событиям

Экспер.

рождение

дошкольное детство

78

45

38

8

40

37

Контр.

рождение

школьное

детство

86

50

48

15

38

35