Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 6

Попытки описать жизненный путь делались и другими авторами [см.31]. Например, Л. Сэв и М.С. Каган, независимо друг от друга, описывали онтогенез как смену деятельности, которые можно назвать ведущими в определенный период. Т.е. они рассматривали жизненный путь «извне» (Н.А. Шульга), не учитывая «созидающую свою жизнь личность» [47,40]. Поэтому мы не рассматриваем их подробно.

Более подробно остановимся на эпигенетической концепции развития личности Э.Эриксона, которая внесла большой вклад в понимание жизненного пути.

Хотя основной акцент сделан на развитии становления личности, которая продолжается на всем протяжении жизни, а не заканчивается в подростковом возрасте; и жизненный путь не является предметом исследования Э.Эриксона;  в его концепции представлены «универсальные для  всего человечества стадии» [44], переживания личности, которые зависят от задач, выдвигаемых обществом, и изменения, происходящие в личности в связи с решением этих задач. Каждая задача должна быть решена в определенный период и только в подростковом периоде  решение этих задач может быть пересмотрено. Т.е. до подросткового возраста жизнь представлена дискретно, “разорвано” для индивида, и лишь в этом возрасте, личность при успешном “решении” задачи,  приобретает целостность жизни, временную перспективу как способность охватить свою жизнь целостно, представить себя как в будущем, так и в прошлом, за счет появления целостного образа “я”. Несмотря на то, что личность имеет возможности выйти из поглощенности жизнью в каждый дальнейший момент времени, она это делает (по Э. Эриксону) только в конце жизни. Целостность человека основывается на подведении им итогов своей жизни. Происходит выход за пределы своей жизни и выстраивается отношение к ней, т.е. подлинным субъектом жизни (С.Л.Рубинштейн) личность становится только в конце своего жизненного пути.

В отечественной психологии проблемой жизненного пути занимался С.Л.Рубинштейн.  В своей неоконченной работе «Человек и мир» (1976) он ставит проблему отношения человека к бытию и рассматривает человека как субъект жизни.

Он рассматривает два способа существования, два способа отношения к бытию:

1.  «Жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек; человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям»[36, 347]; жизнь  человеку  кажется  распадающейся на ряд не связанных  друг с другом событий. Преодолеть разорванность жизни можно, выйдя на новый способ существования, на котором жизнь представлена человеку как предмет рефлексии.

2.  Этот способ жизни характеризуется тем, что непосредственные связи разрываются и выстраиваются новые, опосредованные отношением к жизни. Человек относится к жизни в целом, охватывая весь временной период жизненного пути. Говоря словами Э.Фромма, “человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решить и от которой он не может убежать”.

Выход на этот способ существования определяет новый этап жизни. Жизненный путь, по С.Л. Рубинштейну, - некое целое и как некоторые качественно определенные этапы, каждый из которых может, благодаря активности, личности стать поворотным, т.е. радикально изменить ее жизненный путь.

Выйдя на рефлексивный уровень существования, личность приобретает новое качество – становится субъектом жизни.

Но “жизнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто занят не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами. Подлинные, сколь-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания” [34,21]. Т.е. субъект жизни – это активный строитель своей жизни, который активно осуществляет, выражает себя в ней, формирует, организует, преодолевает «обстоятельства» своей жизни, сознательно соотносит себя с социальной действительностью. При таком способе существования личность и творит себя через активность, деятельность. Жизненный путь по С.Л. Рубинштейну – постоянное развитие личности, это одновременно итог и предпосылка дальнейшей активности личности, ее объективации и самовыражении.