Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 4

Позже, к человеку как к целостной, неповторимой и уникальной  личности «подошла» гуманистическая психология. Внимание гуманистических психологов направлено на то, что человек воспринимает  как свой мир: на Самости (К. Роджерс), на открытость опыту, фактическое существование (А. Маслоу), на самотрансцендентность (В.  Франкл). Внешний мир рассматривается как средство «обнаружения, открытия, переживания или встречи своей действительной самости» [33,385], как сосуществующий рядом с внутренним (А.Маслоу), как «путь к самому себе» [41,113]. Таким образом, делался чрезмерный акцент на индивидуальности в отрыве от культуры и социальных групп, на что указывал, как на ошибку гуманистической психологии, Т. Грининг.

Мы выделили основные  направления в зарубежной психологии и попытались проанализировать их с точки зрения соотношения индивидуального и общественного бытия, внутреннего и внешнего мира.

Характеризуя в целом «способы» соотношения  внутреннего и внешнего мира по зарубежным направлениям психологии, можно выделить общий  «способ» этого соотношения. Внутренний и внешний мир сосуществуют рядом, соприкасаясь лишь в некоторых точках, при воздействиях внешнего мира на личность, для «получения» необходимого ему поведения (бихевиоризм, психоанализ), либо, когда личности «необходимо» удовлетворить свои интенции  (психоанализ, теория поля, гуманистическая психология).

Теперь вернемся к советской психологии, где эта проблема была поставлена, исходя из марксистского подхода к пониманию психологии человека, его общественно-исторической и социальной сущности. Человеческая жизнь рассматривается в двух основных формах диалектической взаимосвязи - материальной (социальной) и духовной.

Культурно-историческая психология отношения двух миров (внутреннего и внешнего) раскрывает в понятии «социальная ситуация развития» – «совершенно своеобразного, специфического для данного возраста, исключительного, единственного и неповторимого отношения между ребенком и окружающей его действительностью» [13,24-25], которая  «определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие» [13,25]. Ребенок является социальным существом, он живет в интерпсихологическом пространстве, и лишь при «открытии» своих  переживаний (логика чувств, аффективное обобщение) возникает «дифференциация внутреннего и внешнего» [13,203].

Но в то же время переживание есть единица личности и среды, в переживание «схватывается отношение личности к среде, показывающей, чем данный момент является для личности, и как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка» [13,207], т.е. в переживании представлено единство внутреннего и внешнего миров.

Внутренний мир в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева есть отражение объективной действительности в процессе, в результате деятельности. Но тот образ мира пристрастен за счет того, что личность вступает в отношения с миром в зависимости от иерархии деятельностей, их мотивов, от смыслов, которые приобретают мотивы в соотнесении к объективному миру. «Центр личности», который мы называем «я», лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии (подчеркнуто нами)» [27,177]. Линию, связанную со «смыслами» продолжил Д.А. Леонтьев [29]. Личностный смысл характеризует субъективность отражения, личностность человеческого сознания, укоренение его в реальных жизненных отношениях. Личностный смысл определяет индивидуальную картину мира и управляет активностью субъекта в мире [13,18].

Теперь обратимся к работам С.Л. Рубинштейна, который много внимания уделял этой проблеме.

 Эта проблема нашла отражение  в выдвинутых им принципах единства сознания и деятельности и личностном принципе. Деятельность вводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Через деятельность человек устанавливает «действительную связь между собой и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта» [34,436]. Действуя, личность формируется в своей деятельности, которая как практическая, реальная, определяется общественным бытием. Т.е. диалектика реального взаимодействия личности и окружающего мира в порождении мира внутреннего заключается в том, что личность, которая полнее вкладывает  себя в окружающий мир (объективируясь в деятельности), имеет более богатый и многоцветный мир, и между ней и окружающим миром сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние [по 7,209]. Бытие становится не отчужденным от человека и человек не отчужден от бытия, он становится центром организации, преобразования, как общественного бытия, так и индивидуального.