Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 5

С.Л. Рубинштейн поставил проблему человека и мира, в котором он живет. Позже, в 80-е годы, понятие «жизненного мира» было введено в круг психологических понятий Ф.Василюком. Жизненный мир – это результат отношения между субъектом и объектом или явлениями действительности. Жизненные отношения образуют потенциальную, актуальную сторону его (субъекта) деятельности. Объективная действительность воздействует опосредовано на человека через его деятельность. Т.е. внутренний мир, выраженный различными степенями свободы, которые возникают в жизненных отношениях, взаимодействуя с внешним миром (объективной действительность) через деятельность, активность образует жизненный мир человека. В критических ситуациях происходит  преобразование человеком «себя в мире» и «мира в себе», которое приводит к достижению нового ценностного сознания. Возникает «новый» жизненный мир.

Обобщая сказанное выше, мы выделяем общее, что характерно для советской психологии: внутренний и внешний мир образует систему, системообразующим фактором которой является активное преобразование – психическая деятельность. Личность «живет» в «интермировом» пространстве, и активное преобразование (психическая деятельность) отражается и изменяет как внутренний мир, так и внешний. Это пространство жизни личности является динамичным, изменяющимся, поэтому «анализ отношения человека к миру должен идти сначала <…> в онтологическом плане, что и предполагает раскрытие способа существования человека в мире» [36,71]. Возникает необходимость изучения жизненного пути личности.


§ 2. Жизненный путь как результат взаимодействия индивидуального и общественного бытия.

Проблема жизненного пути является составной частью учения о личности. Обращение к изменению и описанию этого изменения в личности, во времени, связано с тем, что было отмечено влияние исторического времени (тот социально-экономический контекст, в котором живет личность), соответствующих биологических и социальных законов относительно возрастов (хронологических) среднего индивида.

Первые попытки изучения жизненного пути (в последующем они были продолжены) связаны с описанием структуры жизненного пути.

Первым, кто попытался обозреть психологическую эволюцию личности в реальном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности [по 23, 221], был Пьер Жане. Им были поставлены вопросы соотнесения времен в эволюции личности, которые он не смог решить.  Также его исследования повлияли на разработку принципов исследования психологической «эволюции» личности (психологического, лонгитюдинального и т.п.).

К исследованию жизненного пути обратилась Шарлотта Бюлер [15,40]. Человеческую жизнь она рассматривает как психологическую проблему, т.е. как предмет изучения с позиции  психологии.

Она пытается рассмотреть не только «генетические связи между фазами» [цит. по 23,221], но и рассмотреть «способ жизни внутри каждого возраста» [1,133]. В изучении жизненного пути она наметила три аспекта:

1.  биолого-биографический – объективные условия жизни, поведение человека в этой среде, закономерные этапы;

2.  изучение истории переживаний, становление и изменение ценностей, изменение внутреннего мира;

3.  изучение продуктов деятельности, истории творчества индивида в различных сферах жизни.

На каждой фазе индивида формируется определенная цель, связанная с «интенцией» (Ш. Бюлер) или «намерением», которые лежат в основе человеческой природы и проявляются в зависимости от биологического созревания и социальных ожиданий, связанных с ним. Но эту цель необходимо реализовать, достигнуть в тех же способах, которые характерны, социально ожидаемы на определенных фазах.

Внутренний мир (второй аспект изучения) рассматривается через временную перспективу, т.е. характеризуется через переживание переходов жизни. На каждом этапе индивид переживает новые намерения, но оценки прежних ожиданий, понимание их сути не происходит. Лишь в  конце жизни (на пятой фазе) индивид предметом своей рефлексии делает жизнь, выходит за рамки своего существования, обозревая его как нечто целое. Т.е. жизненный путь, жизнь представлена индивиду как нечто целое лишь в конце жизни. Именно с эти положением была связна основная критика концепции Ш. Бюлер.