Особенности временной трансспективы лиц, участвующих в нововведении (на примере учителей), страница 12

2) События поведения человека в окружающей среде. Преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизни и окружающих «вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению либо к отрицанию каких-либо ценностей» [30, 241].

Н.А. Логинова выделяет дополнительно

3) События внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека. Под их влиянием происходит скачкообразное изменение в сфере ценностей.

Несмотря на различную сферу, пространство «рождения» событий, все они становятся для субъекта событиями его жизни, т.к. несут в себе изменения, влияющие на субъекта. Поэтому Е.И. Головахой и А.А. Кроником в качестве события понимаются «любые изменения, перемены в природе, обществе, во внутреннем мире человека, в состоянии его здоровья в действиях и поступках в различных сферах его жизнедеятельности» [16,208].

В психологии также существует и другое понимание события, предложенное Б.Д. Элькониным [50] и В.И. Слободчиковым [37,43]. Рассматривая кризис детства, Б.Д. Эльконин писал, что это кризис событийности детско-взрослой жизни, когда ребенку не явлена идеальная форма через посредника и, следовательно, не может быть построено отношение (формы явления совершенства).

Таким образом, событие – это явление идеальной формы, явление ребенку его будущего через посредника, который, как заметил В.П. Зинченко, «связывает времена» [31,286].  Событием становится не только факт явления той или иной идеальной формы, но и общность реальной и идеальной формы (того, что есть и чем хотел бы стать), т.е. совместное

   бытие – со-бытие.

«Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух или более позиций. Их внутреннее единство при внешней противопоставленности; живая общность людей»[37,173]; ценностно-смысловое объединение людей. Т.е. Я и  Другой выступают как фокусы, вокруг которых организуется «мир» человека. Эти «события» охватывают  определенный период в жизни человека, которые могут быть во внутренней жизни выступать в виде изменений, произошедших с ним в разных пространствах: внутреннем, деятельном, поведенческом и др. Т.е. для человека событием является изменение, имеющее определенный смысл – личностный смысл (Д.А. Леонтьев).

Зная, что человек выделяет для себя как событие, мы можем говорить о смыслах личности, о мотивах, о направленности личности (С.Л. Рубинштей). Т.е. бытие «входит» и образует внутренний мир личности через события, она же изменяет «входит» в бытие своими действиями.


§ 4. Человек в мире

4.1 Деятельность  как полагание внутреннего мира в бытии

Человек включается в бытие своими действиями, преобразующими наличное бытие. Тем самым человек активно относит себя к окружающему миру, что оформляется в виде деятельности.

В науке понятие «деятельности» [5] определено не достаточно четко.  Как заметил Э.Г. Юдин, «ситуация резко меняется, когда объяснения требует сама деятельность, когда она из орудия объяснения превращается в то, что само должно быть определенным образом исследовано. Здесь мы не можем ограничиваться указаниями на эмпирически очевидный факт, активность человека, но должны привести эту очевидность в систему теоретических понятий, которые позволяют представить деятельность, как особую действительность с особыми качествами и специфической структурой [цит. по 31,129].

В психологии «перевести … в систему теоретических понятий» категорию деятельность пытались С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

Как предмет исследования изучение деятельности интенсивно проводилось А.Н.Леонтьевым и его последователями.

В психологической теории деятельности, как называл сам А.Н. Леонтьев свой подход к «деятельности», предметная деятельность является определяющим фактором в возникновении психики; она есть способ  существования и развития живой материи. Психика, ее формирование, выступает как усвоение индивидом родового опыта, заключающегося в орудиях и способах действия. Внутренняя психическая  деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и «исторически не меняет своего общего строения, своей «макроструктуры»[28].