Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 9

а) Что значит учитывать национально-психологические особенности воинов при организации и прове­дении политических занятий?

Во-первых, следует  равномерно укомплектовать учебные группы по национальному составу, по степе­ни знания слушателями русского языка. Это способ­ствует созданию равных по своему качеству учебных групп, позволяет поставить в одинаковое положение их руководителей и помощников, выработать единые методические установки на форму проведения полити­ческих занятий.

Во-вторых, желательно подобрать подготовленных и опытных руководителей, способных работать в мно­гонациональных коллективах. Практика подтверждает, что проведение политических занятий в многона­циональном воинском коллективе предъявляет повы­шенные требования не только к теоретической и ме­тодической подготовке руководителя, по и его лично­стным и моральным качествам. От пего требуется осо­бый такт и терпение в разъяснении слушателям по­ложений марксистско-ленинской теории п практики, способность простым и доходчивым языком говорить о сложных проблемах, доносить их содержание до со-зпапия каждого воина. Руководитель группы должен иметь особые душевные качества, чтобы расположить к себе военнослужащих разных национальностей, за­интересовать их, вызвать стремление как можно луч­ше усвоить материал.

В-третьих, важную роль играет подбор помощни­ков руководителей групп политзанятий. Как правило, в многонациональной группе назначаются помощни­ками два-три наиболее подготовленных сержанта пли солдата из числа свободно владеющих навыками разго­ворной речи и чтения па русском языке. При необхо­димости количество помощников может быть и больше. Сфера влияния каждого из помощников охватыва­ет одну определенную группу солдат, матросов. Это дает им возможность глубже узнать особенности своих подчиненных, уровень знания русского языка и соот­ветственно проводить работу индивидуально. Конечно, помощники, сосредоточивая больше внимания па ока­зании помощи воинам, слабо знающим русский язык, не должны забывать и о подготовке других солдат, матросов. Они привлекают их для оказания помощи сослуживцам, дают им индивидуальные задания по подготовке товарищей к беседе по конкретной теме.

В-четвертых, определенной спецификой отличается подготовка руководителя группы  политзанятий, его помощников и слушателей к политическим занятиям. руководитель должен особенно четко определить це­левую установку занятия, тщательно продумать опорные, ключевые слова, смысловые конструкции и основ­ные понятия для убедительного раскрытия содержа­ния темы. Особенно внимательно он относится к под­бору фактов, аргументов, наиболее убедительно рас­крывающих суть вопроса. Руководитель продумывает, такие примеры привести из жизни подразделения, из истории части, как их проанализировать и преподне­сти, чтобы они убедили каждого воина, подвели его к правильным теоретическим выводам, легли в основу его поведения и деятельности.

Руководитель особенно тщательно распределяет теоретический материал, старается уйти от многословия, от обилия различных определений и категорий, располагает их логически взаимосвязанно с учетом сложности, глубины, достаточной аргументации. Осо­бенно полезно применение в этом смысле опорных кон­спектов, в которых отражаются логические и смысло­вые взаимосвязи различных понятий темы, дается оп­ределенная сумма символов, помогающих проследить и понять их связи друг с другом. Оправдано проведе­ние занятий методом школьного урока. Суть его в том, что руководитель в течение 10—15 минут разъясняет одно из важных положений темы, а потом закрепляет его с помощью беседы со слушателями. В этом случае у него есть возможность сразу же определить, на­сколько глубоко усвоено это положение, как оно поня­то. Он может кратко повторить содержание изучаемо­го вопроса и добиться его усвоения. После того как вопрос понят слушателями, руководитель переходит к рассмотрению следующей проблемы, логически взаи­мосвязанной с предыдущей.