Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 10

В-пятых, на повышение качества усвоения слуша­телями материала немалое влияние оказывает исполь­зование технических средств обучения. Воздействие на сознание и чувства людей средствами кино и видео­техники, звукозаписи помогает им быстрее и прочнее усвоить сумму необходимых знаний, попять материал, закрепить его содержание в памяти. Активизация на­глядно-образного мышления позволяет быстрее овла­деть навыками разговорной речи воинам, слабо знаю­щим русский язык. Просмотр художественных, хрони­кально-документальных, учебных кинофильмов и теле­передач обычно сопровождается комментариями руко­водителя группы, кратким разъяснением содержания отдельных фрагментов, пояснением терминов, употреб­ляемых впервые. После просмотра целесообразно по­просить слушателей пересказать краткое содержание увиденного на русском языке, выразить свое отноше­ние к нему. Это дает возможность еще раз закрепить речевые навыки воинов.

Главное, к чему стремится руководитель группы политических занятий в многонациональном воинском коллективе — это вызвать интерес к политическим за­нятиям, к русскому языку. Пробудить такой интерес, развить его в постоянную потребность могут только вдумчивые, грамотные, душевно чуткие офицеры.

б) Как учитывать   национально-психологические особенности воинов при организации боевой подготов­ки, социалистического соревнования?

Четкая организация боевой подготовки, социали­стического соревнования помогает  сплотить личный состав, сформировать у него высокие морально-боевые качества, воспитать патриотов и интернационалистов, добиться высоких результатов. Ленинские принципы организации социалистического соревнования — глас­ность, сравнимость результатов, возможность повторе­ния передового опыта, товарищеская  взаимопомощь лежат в основе работы командиров и политработников но обеспечению высокого качества боевой учебы.

Прежде чем принимать социалистические обяза­тельства подразделения, командиры, политработники, секретари партийных организаций глубоко уясняют, какие задачи п с каким личным составом им придется выполнять в учебном году, чему надо научить подчи­ненных, какие навыки у них сформировать. Важно реально оценить возможности воинов по приобретению и повышению классной квалификации, овладению смежными специальностями, физическому совершенствованию. Специфика этой работы в многонациональ­ном воинском коллективе состоит в том, чтобы определить уровень общеобразовательной, технической я физической подготовки, степень знания русского язы­ка каждым воином, уяснить, кто и кому может ока­зать конкретную помощь, кто и с кем будет соревно­ваться в течение учебного периода.

Кроме того, важно установить, как организовать соревнование при выполнении конкретных учебно-боевых задач, при несении службы, проведении ремонт­ных работ и других видов обслуживания техники. Ана­лиз задач, учет национального и качественного сос­тава их исполнителей позволит командиру, политра­ботнику объективно оценить возможности подразделе­ния и принять реально выполнимые социалистические обязательства.

После принятия обязательств наступает этап их выполнения —повседневная боевая учеба, накопле­ние знаний, умений и навыков, которые позволяют в установленные сроки выйти на намеченные рубежи. Практическое выполнение  социалистических обяза­тельств на этом этапе зависит как от четкой организа­ции учебы и службы, так и от характера взаимоотно­шений между воинами в подразделении. Поэтому для командира и политработника важно создать здоровый морально-психологический климат в коллективе, обес­печить обстановку товарищеской помощи и поддержки в отношении военнослужащих, имеющих слабую под­готовку, плохо знающих русский язык. С этой целью организуется оказание им индивидуальной помощи со стороны наиболее подготовленных воинов, создаются кружки технических знаний, спортивные группы, дис­куссионные клубы, проводятся викторины, вечера и соревнования на лучшего по профессии.

Командиры, политработники следят за тем, чтобы экипажи, расчеты, отделения были многонациональны­ми по своему составу. Они разъясняют воинам, что между собой соревнуются не представители разных национальностей, а многонациональные коллективы, что исход соревнования зависит не от преобладания в коллективе доли воинов той или иной национальности, а от характера взаимоотношений и сплоченности рас­чета, экипажа, отделения.