Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 8

В этот период полезно провести тематический ве­чер «Представляюсь коллективу», на котором молодые солдаты, матросы рассказывают о себе. С ними про­водятся беседы о дружбе подлинной и мнимой, о дол­ге, чести, совести, ответственности воина.

Со всем личным составом целесообразно спланиро­вать и провести общие собрания «Дружба и войсковое товарищество — боевая традиция нашей армии. Умно­жать эту традицию — долг каждого воина». Важно, чтобы в ходе подготовки этого собрания в подразделе­нии было сформировано здоровое общественное мнение, направленное против любых фактов проявления грубости, неуважения, эгоизма. Положительный эффект от такого мероприятия будет тем выше, чем от­кровенной будет разговор, который поведут на нем воины.

б) Что значит правильно учесть национально-психологические особенности воинов молодого пополне­ния?

В первую очередь надо стремиться не допускать пополнения уже существующих в подразделении и конфликтующих между собой микрогрупп, сформиро­ванных по национальному признаку. Комплектуя под­разделения, надо стремиться к максимальной интерна­ционализации уклада жизни подразделений, исходя из сложившейся в них ранее структуры и характера меж­национальных взаимоотношений. Так, в коллективах нежелательно сосредоточивать большие по численно­сти и противостоящие друг другу группы воинов двух-трех национальностей, особенно выходцев из средне­азиатских республик и Закавказья, так как слабое знание языка межнационального общения теми и дру­гими, имеющиеся в них значительные различия в на­ционально-бытовых и культурных особенностях будут способствовать их более активному отчуждению друг от друга, созданию конфликтных ситуаций.

Представителей Сибири, Дальнего Востока и Севе­ра желательно определять в одно подразделение, так как они в этих условиях лучше адаптируются в кол­лективе. Доля их представительства в числе личного состава даже в этом случае останется невысокой.

Большое внимание уделяется подбору и расстанов­ке сержантского состава. Большая часть призывников из кавказской группы народов, обладая хорошими ор­ганизаторскими способностями, обычно успешнее дру­гих адаптируется в армейской среде и создает о себе в первые же дни довольно благоприятное впечатление. Многие командиры подразделений, руководствуясь этим, охотно назначают их младшими командирами, незаслуженно обделяя вниманием в этом вопросе представителей некоторых народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, у которых, в силу особенностей национального характера и темперамента, организа­торские способности и деловые качества сразу так яв­но не проявляются. Как показывает практика, пред­ставители этих национальностей нисколько не хуже справляются с обязанностями младших командиров, выигрывая даже в умении налаживать правильные ус­тавные взаимоотношения с подчиненными.

В подразделениях, где много воинов из закавказ­ских п среднеазиатских республик, необходим усилен­ный контроль за взаимоотношениями сержантского состава с подчиненными. Возникающие здесь микро-группы на национальной основе нередко оказывают давление на младших командиров других националь­ностей для получения привилегий и послаблений по службе для своих земляков.

Учитывать национально-психологические особенно­сти военнослужащих необходимо и при проведении профессионального отбора, определении военнослужа­щих на конкретные боевые специальности.

ф 4. КАК УЧИТЫВАТЬ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?

Уровень подготовки к службе в армии, степень сформированности интернационалистских качеств у воинов различных национальностей неодинаковы, име­ются и другие существенные различия. Это выдвигает целый комплекс проблем в организации учебно-воспитательного процесса. Офицерам кроме высоких моральных качеств необходимы большая профессиональная компетентность, навыки педагогического воздействия на личный состав, активной индивидуальной воспита­тельной работы с воинами различных национально­стей,