Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 16

В борьбе с подобными предрассудками следует про­являть большую  тактичность и терпимость. Успех обеспечивают сдержанность и спокойствие, точность и тонкость офицера в разъяснении воину сути религи­озных верований, которые возникли в условиях непо­нимания законов развития природы и общества. И на­оборот, контакт с воином может быть надолго разру­шен резким противопоставлением своих атеистических взглядов. Умелые воспитатели стараются поставить таких подчиненных в положение, при котором они бы сначала засомневались в верности религиозных догм, а затем убедились в своих заблуждениях на личном опыте.

Характерное явление — распущенность отдельных воинов в быту, неаккуратность, сквернословие как форма мужского поведения. Разумеется, следует ак­тивно бороться с этими недостатками и вместе с тем помнить, что для некоторых воинов они еще в недав­нем прошлом были своего рода нормой поведения.

Особое внимание надо обращать на контакты этих военнослужащих с воинами тех национальностей, у ко­торых в языке отсутствуют резкие бранные выраже­ния, а существующий культ матери, сестры приводит к тому, что они, буквально воспринимая ругательные выражения, могут очень резко и болезненно на них реагировать.

Кроме того, привычка некоторых к сквернословию задевает и национальные чувства. Как известно, пред­ставители «малой» нации более болезненно реагируют на ущемление их национального достоинства, чем представители «большой» нации. Именно в этой свя­зи В. И. Ленин писал, что «ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой со­лидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хо­тя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шут­ки...»

В повседневной деятельности офицеру необходимо учитывать и такую психологическую закономерность. У человека, находящегося в негативном эмоциональ­ном состоянии, нарушается процесс восприятия. Пред­ставим случай, когда солдат, матрос, получив задание, начинает выполнять его неумело или не таким спосо­бом, который кажется командиру единственно возможным. Нередко это вызывает у офицера раздражение. Следуют соответствующие действия, которые еще бо­лее подавляют волю подчиненного.

Бывает и так, что у офицера складывается пред­взятое отношение, которое возникает на почве личной антипатии к солдату, матросу. И тогда, что и как бы ни делал подчиненный, все равно начальник остается недовольным.

Таков далеко не полный перечень предпосылок к искажению информации.

Для того чтобы лучше понимать сослуживцев и са­мого себя (по мысли К. Маркса, человек познает себя, смотрясь как в зеркало в другого человека), офицеру целесообразно следовать ряду правил:

постоянно поддерживать хорошее физическое само­чувствие, уверенность;

признавать право подчиненного оставаться самим собой, видеть его индивидуальность;

всегда занимать доброжелательную позицию к под­чиненному, критикуя, не унижать его достоинства;

чувствуя, что сдержаться от резкости нет уже сил, остановиться, просчитать про себя до десяти, перейти на углубленное дыхание, произвольно расслабить мыш­цы рук и лица.

Следуя этим правилам и приемам, можно значи­тельно улучшить взаимопонимание, уменьшить коли­чество ошибок в воспитательной работе.

Своевременному обнаружению отклонений в отно­шениях членов коллектива помогает сопоставление собственных выводов с оценками младших команди­ров, коммунистов, комсомольских активистов. При этом важно обеспечить откровенный обмен мнениями по всем трудным вопросам.

Для выявления картины группирования военно­служащих подразделения на основе землячества, на­циональности или по какому-либо другому признаку в некоторых частях активно используется метод груп­повой беседы. Опыт показывает, что специальные со­беседования проводятся не реже двух раз в год, в ян­варе — феврале и в июне — июле, то есть в то время, когда межличностные отношения приобрели относи­тельную устойчивость.