Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 3

Воины-русские в целом обычно неплохо подготов­лены к прохождению службы, однако чрезмерно ро­мантизируют ее отдельные стороны. Эта черта иногда развивает у них стремление к подвигу, а иногда при­водит к некоторому разочарованию в армейских, флотских буднях.

Воины русской национальности достаточно легко усваивают воинский образ жизни, легко акклиматизи­руются в новых для них условиях, не проявляют осо­бенного пристрастия к национальному питанию, одеж­де. Они неплохо обучаются, успешно овладевают воин­скими и политическими знаниями, быстро привыкают к предъявленному уровню требовательности со сторо­ны командиров. Без особого психологического напря­жения воины-русские воспринимают перемещения по службе, довольно легко переносят разлуку с родными,

Формирование дружеских связей  воинов-русских основывается в первую очередь на общности жизнен­ного опыта, интересов. В этом вопросе они гласным критерием также считают индивидуальные качества товарищей по взводу, роте, а не их национальность. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с ли­цами других национальностей часто невелик и в зна­чительной мере приобретается ими именно во время службы в армии.

Сплоченность микрогрупп воинов-русских в межна­циональном коллективе слабая. Они в значительной степени перенимают некоторые традиции, вкусы, обы­чаи военнослужащих других национальностей.

Военнослужащие-украинцы с интересом относятся к службе, многие стремятся в большинстве случаен до­биться более высокого положения, в особенности если это дает им конкретные преимущества пли общественное признание в коллективе. Воинов-украинцев и пер­вую очередь интересует все, что непосредственно связано с выполнением учебно-боевых задач.

Опытом общения с лицами других национальностей (за исключением русских) воины украинской национальности практически не обладают. Основным крите­рием в отношении к товарищам у них являются дело­вые и моральные качества личности. Отношение к лицам других национальностей воины-украинцы форми­руют в основном уже в условиях службы.

С земляками воины-украинцы поддерживают некоторые связи, но не определяют их в качестве главных или даже особо существенных. Среди военнослужащих украинской национальности в определенной степени выделяются воины, призванные из западных областей Украины. В их психологии более значимо проявляют­ся черты, сформированные в семейно-бытовой общно­сти, они глубже усвоили национальные традиции, бо­лее сплочены между собой в коллективе.

Военнослужащие, призванные из Закавказья, отли­чаются высокой сплоченностью, дружбой и поддерж­кой друг друга. Они ориентированы на достижение успеха по службе, часто обладают значительными ор­ганизаторскими и деловыми способностями, стремятся добиться более высокого положения или занять место, которое принесет им уважение со стороны окружаю­щих или определенную самостоятельность. Заняв та­кое положение, они, бывает, пытаются сделать своими помощниками земляков, даже если у них нет соответствующих деловых качеств.

Большинство военнослужащих, призванных из рес­публик Закавказья, очень дорожат землячеством, од­нако ответственность за товарища, поддержку в кол­лективе распространяют в первую очередь на лиц сво­ей национальности. Более тесные связи поддерживают между собой военнослужащие армянской и грузин­ской национальностей, менее выражена их связь с во­инами-азербайджанцами. Большое значение в этих от­ношениях имеет уровень личностного развития кон­кретного воина, но и в случае несходства характеров, интересов земляческие связи играют значительную роль.

Значительные различия наблюдаются в психологии и навыках грузин, армян, азербайджанцев, призванных из городской и сельской местности. Последние гораздо в большей степени подготовлены к трудовой деятельности, к восприятию специальных военных знаний.

Военнослужащие, призванные из республик Закавказья, следуют в поводении семейно-бытовым и национальным традициям, в значительной степени ори­ентированы на собственную семью, стремятся заслу­жить в глазах родителей одобрение их деятельности, доказать свою самостоятельность путем демонстрации своих успехов и, наоборот, пытаются скрыть от них просчеты и недостатки собственного поведения. В от­ношении к командирам, начальникам они проявляют уважение, особенно если видят в них такие черты, как решительность, понимание. В этом случае они особен­но стремятся добиться их уважения.