Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 15

Изучение положения дел в подразделениях, пора­женных неуставными взаимоотношениями, показыва­ет, что чаще всего нарушения воинского порядка про­исходят после окончания занятий, после отбоя, в ко­мандировках, на хозяйственных работах, когда ослаб­лен контроль за личным составом.

Избираемые формы воздействия на других военно­служащих для своего возвышения в коллективе могут быть самыми различными: словесные оскорбления, унизительные клички, бойкот, запугивание, запреще­ние просмотра кинофильмов, ограничения в увольне­нии в городской отпуск, в написании писем и т. д. Фи­зическое давление может организовываться путем соз­дания более тяжелых и сложных бытовых условий, «тренировками» в беге на длинные дистанции в сред­ствах химзащиты и другими упражнениями, принуж­дением к обслуживанию военнослужащих доминирующей микрогруппы (чистка оружия, стирка обмунди­рования, заправка коек и т. д.). Кроме того, могут использоваться различного рода поборы под благовид­ным предлогом и склонение воинов, попавших в зави­симое положение, к совершению дисциплинарных про­ступков (например, к приобретению и проносу в ка­зарму и употреблению спиртных напитков).

Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений. Для того чтобы исключить сокрытие фактов грубых нару­шений воинской дисциплины, целесообразно ежеднев­но проводить осмотр всех без исключения военнослу­жащих подразделения.

б) Каким правилам целесообразно следовать офи­церу, чтобы лучше знать жизнь подчиненных?

Более глубокому пониманию событий в подразде­лении способствуют тесные личные контакты коман­дира, политработника с подчиненными. Если ему уда­ется в течение первых 3—4 дней пребывания солдата, матроса в подразделении установить доверительные отношения, а затем постоянно поддерживать их в пов­седневных контактах, то это позволяет обычно довольно правильно понимать подчиненного. Важно знать возможные затруднения у воинов. Одним из них, кста­ти, наиболее распространенным, является  языковой барьер.

Если солдат, матрос слабо владеет русским языком, то он вряд ли сможет точно выразить свою мысль. Бо­лее того, он может употребить выражение, которое имеет в русском языке совершенно противоположный смысл. Однако этому человеку в данный момент ка­жется, что его правильно поняли. Поэтому он и не ста­рается уточнить свой доклад или высказанную мысль. У офицера же может сложиться неправильное мнение о целях или уровне мышления этого военнослужаще­го. Он попадает в его мнении в разряд «неспособных», которым нельзя доверить выполнение самостоятельной задачи. На самом же деле офицер просто не понял своего подчиненного.

Часто встречающаяся ошибка в практике офице­ров — максимализм в требовательности, непонимание или даже отрицание тех качеств солдата, матроса, ко­торые обусловлены предшествующим образом его жиз­ни, национально-психологическими особенностями. Осо­бенно но допустима прямолинейность в установлении отношений с воинами, которые поражены национали­стическими или религиозными предрассудками. При этом существенно, что националистические взгляды не­редко оказываются подогреты религиозными чувст­вами.

Так, некоторые уроженцы Средней Азии и Казах­стана искрение считают себя мусульманами, посколь­ку ислам в их понимании неотъемлемая часть нацио­нальной культуры. Религиозными воззрениями обус­ловлено отвращение мусульман к свинине, и это нель­зя не учитывать. Некоторые особенности поведения молодых воинов из среднеазиатских республик свя­заны с особым почтением к огню, которому якобы присуща особая очистительная сила. Традиция запреща­ет кидать в огонь мусор, заливать его водой.

Среди жителей Кавказа п по сей день бытуют по­верья о священных предметах, которые могут быть представлены отдельными породами дерева, скалами, древними могилами и т. п. Поэтому родители, веря­щие в спасительную силу талисманов, провожая сына в армию, дают ему наказ свято хранить какой-нибудь амулет, например маленький кусочек дерева, камушек, клочок бумаги с текстом молитвы.