Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 12

г) Как учитывать  национально-психологические особенности военнослужащих в индивидуально-воспитательной работе?

Работа с конкретным воином, носителей определенных национально-психологических черт имеет ряд спе­цифических особенностей. Так, анализируя то или иное проявление национальной психологии воина, необхо­димо бывает учесть те конкретные особенности ситуа­ции, в условиях которой оно проявилось. Воспитателю надо знать, что в коллективе со здоровым климатом военнослужащие всех национальностей проявляют пре­имущественно позитивные психологические особенно­сти, в нездоровом — негативные.

Индивидуальная воспитательная работа в многона­циональных воинских коллективах — дело непростое, требующее немалых усилий, специальных знаний и высочайшей ответственности. Основными критериями ее успеха являются близость к людям, повседневное внимание к ним, сочетание высокой требовательности с отеческой заботой об их жизни, быте и досуге. Эта работа немыслима без постоянного и всестороннего изучения людей, глубокого знания их национальных особенностей.

Национальные различия воинов непосредственно связаны с их национальной психологией, обычаями, нравами и традициями, их национальным характером. Без всестороннего учета этих факторов невозможно ус­пешное формирование высоких морально-политических и психологических качеств воинов, создание здорового климата в воинских коллективах. Гласная цель состо­ит в том, чтобы хорошо узнать человека, его позитив­ные качества и недостатки и, опираясь на положитель­ное, помочь ему избежать ошибок, стать высокодисциплинированным воином, с честью выполняющим требования военной присяги и воинских уставов, мас­тером своего дела, воином-патриотом и интернациона­листом.

К основным методам изучения военнослужащих в ходе повседневной жизни и боевой учебы относятся: индивидуальные познавательные беседы, ознакомление с документами, психолого-педагогическое наблюдение, установление письменных связей с водителями воинов и др. Практика показывает, что успех сопутствует тем командирам и политработникам, которые используют все эти методы в комплексе, систематически во всех видах деятельности подчиненных.

Действенной и активной формой индивидуальной работы является беседа. Ее эффективность зависит от соблюдения определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки. Воспитателю не­обходимо ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какое воздействие оказать на подчинен­ного. Важно помочь воину сделать правильную оцен­ку своих поступков или поведения в целом, отношения к выполнению своего воинского долга, вызвать у него желание измениться, выработать в споем характере по­ложительные черты и качества.

В индивидуальной беседе важно установить кон­такт с подчиненными, создать обстановку доверитель­ности и откровенности. Если офицер решил сказать солдату, матросу о его недостатках или взыскать за какую-то провинность, то это должно делаться при полном самообладании, без грубости и оскорблений личного достоинства человека. Подчиненный должен чувствовать, что офицер исходит не из каких-то сво­их обид, а из интересов службы.

Следует иметь в виду, что не всегда и не во всем подчиненный может сразу согласиться с доводами офи­цера. В таких случаях надо проявить терпение, вы­держку и постараться убедить человека. Если сразу не удалось убедить, то следует отложить продолжение разговора на другой раз. Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, и воспитателю важно в ходе неоднократных бесед выяснить наиболее характерные особенности личности воина, составить более полное, всестороннее представление о нем.

Особенности имеет и проведение обычной индиви­дуальной беседы. Как показала практика, не следует акцентировать внимание па национальной принадлеж­ности воина — это может выжать у него чувство на­стороженности,  подозрительность, недоверие. Кроме того, у различных пародов существует круг вопросов, по которым откровенность допускается лишь с близки­ми родственниками. Если, например, для воинов сред­неазиатских народов, а также русских и украинцев нет ничего предосудительного поговорить об их семейных отношениях, то разговор на эту тему с воинами прибалтийских национальностей может не получиться, так как у них обсуждать эти вопросы с посторонними не принято.