Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 19

а) Надо ли готовиться к беседе?

Чем труднее предстоящий разговор, тем тщатель­нее надо готовиться к нему. Это непреложное правило. Основное внимание при подготовке к беседе должно быть сосредоточено на анализе обстоятельств и моти­вов поведения воина, его настроения. Для этого иногда целесообразно бывает сопоставить мнение нескольких военнослужащих подразделения по поводу случивше­гося, обстоятельно во всем разобраться, узнать как можно больше о солдате, матросе, учесть индивидуаль­ные национальные особенности,  характер, темпера­мент, узнать, в каких условиях он рос и воспитывался до призыва на службу. Во всех случаях следует доби­ваться глубокого проникновения во внутренний мир человека, уметь отделять существенное от несущест­венного, характерное от случайного. Хорошо, если за­благовременно у офицера сложится примерный план беседы.

б) Нужны ли п беседе педагогические приемы? Безусловно, как при любом другом воспитательном воздействии па человека. Рассмотрим некоторые из них.

Нередко солдат, матрос, вызванный на беседу, на­ходится в возбужденном состоянии. Он может возму­щаться, употреблять при этом резкие выражения. В данном случае офицеру целесообразно воздерживаться от замечаний и возражений до того времени, пока воин не возьмет себя в руки.

Конечно, такой перемены нельзя ожидать пассив­но, созерцательно. Выражение заинтересованности в судьбе человека не тождественно позиции одобрения любых взглядов. Совершенно правильно поступают те офицеры, которые пресекают пренебрежительные от­зывы о командирах, о требованиях уставов и т. п. Вме­сте с тем, услышав противоположное мнение, нельзя горячиться. Для переубеждения собеседника подбира­ют веские аргументы. В случаях, когда требуется строгий спрос, усиливают самоконтроль и не допуска­ют излишнего проявления отрицательных эмоций. Од­нако это не значит, что офицер непременно должен говорить бесстрастно, ровным голосом.

Чтобы беседа приобрела естественное течение в нужном направлении, необходимо придерживаться оп­ределенного порядка. При этом важно избегать вопро­сов в общей форме, поскольку они вызывают шаблон­ные неконкретные ответы. Но и вопросы, заданные прямо, что называется в лоб, не позволяют получить достоверную информацию. Опытные офицеры исполь­зуют в таких случаях вопросы в косвенной форме. При оценке ответов учитывается не только их фор­мальное содержание, но и подтекст, недомолвки и ого­ворки.

В беседе естественны паузы. Чаще всего разговор прерывается потому, что собеседник просто-напросто думает, как и что сказать. Однако, если пауза слишком затянулась, можно воспользоваться приемом, называе­мым «эхо-ответом»: «Так вы говорите, что...» Это дает возможность побудить собеседника к продолжению беседы и вместе с тем получить время для того, чтобы лучше продумать следующий вопрос. Стараясь преду­гадать поведение подчиненного, надо подумать о том, как предупредить негативную реакцию либо неискрен­ность подчиненного. Последнее особо значимо в тех случаях, когда военнослужащий отрицает очевидные факты или замыкается в себе, перестает отвечать на вопросы.

Чтобы помочь воину осмыслить свое поведение, понять требования, предъявленные к нему, офицеру не­обходимо уметь убеждать. Разумнее всего не навязы­вать собеседнику свое мнение, а предоставить ему воз­можность поразмышлять и на основании этого само­стоятельно сделать правильные выводы.

В случаях, когда у воина сложились неправильные взгляды, сформировались неверные психологические установки, потребуется прежде всего сосредоточить внимание на негативных последствиях его поступков как для него самого, так и для коллектива. В подтверждение этого заранее подбирают яркий пример. Осознание долга приходит к такому человеку не сразу. Требуется добиться того, чтобы он продумал и про­чувствовал меру своей ответственности. Вот почему нужно постепенно подвести собеседника к пониманию необходимости выполнения требований уставов, заин­тересовать и настроить его соответствующим образом.