Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 4

Военнослужащие, призванные из республик Закав­казья, очень активно поддерживают отношения с во­еннослужащими других национальностей. Более тес­ные связи наблюдаются у них с лицами, призванными из европейской части страны. Менее развиты их связи и отношения с военнослужащими, призванными из среднеазиатских республик, что обусловлено, в част­ности, недостаточным знанием как одной, так и дру­гой стороной языка межнационального общения, глу­бокой усвоенностью как одними, так и другими воен­нослужащими собственных национальных норм и тра­диций, уверенностью в их правильности и актуально­сти.

Особое влияние на воспитание военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, оказывает семейно-бытовая общность, ее роль остается значи­тельной и во время прохождения военной службы. Авторитет старших членов семьи, в особенности отца, семейные традиции, нормы поведения глубоко ими восприняты и усвоены и в армии практически не из­меняются. Нередко вопросы службы, в особенности возникающие но время ее прохождения нравственные проблемы, воины решают но выработанному ранее шаблону или стремятся найти ответ у более авторитет­ного земляка.

Воины-узбеки, киргизы, таджики, туркмены, каза­хи очень сильно привязаны к родным местам, скучают по дому, пережинают о родных и близких, в ряде слу­чаев трудно переносят акклиматизацию в новых усло­виях. С родителями они поддерживают тесные связи, советуются по вопросам службы, довольно откровенно пишут о своих неудачах и недостатках.

Служба в армии военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, в большинстве случаев на­чинается довольно трудно. Сказываются недостаточное знание русского языка, существенное различие в об­разе жизни до призыва в армию. Привыкнув к службе в определенном месте и должности, они болезненно воспринимают различные перемещения.  Главное в прохождении службы видят в ее успешном заверше­нии, в возвращении домой.

Большое значение для молодых военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, имеет мне­ние старших, более опытных товарищей — земляков. Эти люди пользуются значительным авторитетом, вы­полняют в группе, основанной на единстве языка об­щения, роль неформальных лидеров, более того — со­циальную роль, сходную по содержанию с ролью отца и семейно-бытовой общности. Молодые воины обраща­ются к лидеру по самым различным вопросам. Стар­шие товарищи, в свою очередь, несут определенную моральную ответственность за них перед всей группой, а иногда и перед родителями молодых воинов.

У военнослужащих,  призванных из среднеазиат­ских республик, сильно развито послушание, уваже­ние к командирам и начальникам. Одновременно им в значительной степени присуще чувство справедливо­сти. Несовпадение этих чувств приводит к значитель­ным конфликтам: воины начинают выполнять указа­ния «справедливого» командира и начальника, проти­водействуя «несправедливому».

• 2. КАК НАЦИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОИНОВ ВЛИЯЮТ НА ПРОЦЕСС СПЛОЧЕНИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА?

Сформировать воинский коллектив (роту, батарею, эскадрилью, боевую часть корабля) означает не толь­ко укомплектовать его личным составом в соответст­вии со штатным расписанием. По сути дела этим лишь положено начало. Предстоит еще организовать внут­реннюю структуру взаимоотношений между воинами, утвердить здоровый нравственный климат, сплотить коллектив. Успешное решение этих задач невозможно без всестороннего учета национально-психологических особенностей воинов.

а) Как образуются микрогруппы?

Дважды в год (в мае — июне, ноябре — декабре) происходит частичное обновление воинского коллектива. Отслужившие свой срок солдаты и сержанты уволь­няются в запас, новички прибывают им на смену.

С приходом в подразделение молодым воинам оп­ределяют место в казарме, столовой, отделении и взво­де. Вскоре наиболее активные из них начинают выпол­нять определенные общественные обязанности. Таким образом, им определяется четко обозначенное место в официальной структуре подразделения. Одновременно с этим они вступают в неофициальные отношения в коллективе, образуя новые микрогруппы или примы­кая к уже существующим.