Вопросы теории и истории исполнения завещаний в гражданском праве России, страница 4

требовать от фидеикомиссара возмещения всех издержек, понесенных им при управлении наследством.'В-третьих, такой наследник не вправе ничего отчуждать из наследства, за исключением случаев, когда прода­жа имущества необходима в хозяйственных целях либо для погашения долгов наследодателя. При этом завещатель вправе оставить фидеико-миссару fideicommissum eius quod superfuturum erit, т.е. разрешить ему получить все наследство, которое останется в момент смерти фидуциа-ра; при этом фидуциар, по решению Юстиниана, вправе истратить 3/4 наследства1. По мнению А.А. Бугаевского, со временем heres fiduciaris утратил черты наследника и превратился в простого исполнителя воли умершего2.

Изучая происхождение термина executor testament! (исполнитель за­вещания), появившегося в римском праве в эпоху домината, очевидным становится его созвучие с наименованием судебного исполнителя. Executor - так назывался служитель суда, вручавший сторонам извеще­ния и повестки, изымавший вещи у лица, присужденного к их выдаче, и совершавший иные действия. От слова же exegui, означавшего исполне­ние, приведение в исполнение приговора суда, произошел современный термин экзекуция3, имеющий принудительный оттенок.

Таким образом, римское частное право указывает нам несколько на­правлений в исследовании рассматриваемой проблемы. Первое - ис­полнитель последней воли является представителем умершего лица, второе — это номинальный правопреемник наследодателя, третье - это субъект публичного права, призываемый наследодателем для выполне­ния его распоряжений на случай смерти.

Современное гражданское право не считает исполнителя последней воли завещателя чьим-либо представителем. Смерть лица рассматрива­ется в качестве основания непосредственного перехода прав и обязан­ностей умершего к его наследникам. В наследственных отношениях участвует представитель публичной власти - нотариус, но он совершает действия, в том числе направленные на выполнение некоторых распо­ряжений наследодателя, не в силу принятого на себя обязательства, а в силу полномочий, возложенных на него публичной властью. Таким об­разом, ни одна из исследованных конструкций не может быть принята за основу современного института исполнения завещаний, существо­вавшего в российском праве ранее и существующего ныне. Удивитель­ного в этом ничего нет, ведь положения римского наследственного пра-

' См.: Хвостов В.М. Указ. соч. С. 143-144.

2 См.: Бугаевский А.А. Советское наследственное право. Одесса, 1926. С. 96.

3 См.: БартошекМ. Указ. соч. С. 128.

242

_-___________

ва, в отличие от права обязательственного, почти не подверглись рецеп­ции. В правовую систему стран Западной Европы были вплетены лишь отдельные элементы системы наследственного правопреемства, сущест­вовавшие в римском праве. Причина, по-видимому, кроется в нацио­нальных особенностях, семейных традициях и общественном сознании того или иного народа, оказывающих огромное влияние в первую оче­редь на наследственное и семейное право.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАВЕЩАНИЙ В РОССИИ

По свидетельству многочисленных источников, в России порядок исполнения завещаний сформировался в обычном праве под воздейст­вием потребностей общественной жизни. Первым известным завещани­ем, содержавшим назначение исполнителя, считается «рукописанье» новгородца Климента, составленное в XIII в. В нем впервые появляется фигура «приказчика» - прототип душеприказчика в позднейших рус­ских завещаниях. «...А свою жену приказываю игумену Варлааму и всей братьи...»1 - так распорядился завещатель. Название «приказчик» получило широкое распространение в завещаниях XIV-XV вв. При этом имущество приказывалось, например, жене, а завещание (духов­ная) - приказчикам; таким образом, наследницей называлась жена, а ис­полнителями посмертных распоряжений - духовные приказчики. Именно последним доверял наследодатель отпускать на свободу людей по его смерти, возвращать и истребовать долги, выделять часть наследства на помин души . Духовный приказчик являлся управляющим наследством, но не его собственником. Хотя распоряжения на случай смерти в то время и не всегда были конкретны, произволу со стороны исполнителя завеща­ния препятствовал обычай. Неписаное право определяло права и обязан­ности приказчика, такое положение сохранялось многие века, причем в наследственных отношениях крестьянских семей - вплоть до конца XIX в.3 Древнерусские исполнители завещаний не имели никакого иму­щественного интереса в отношении наследства, более того, их назначе­ние и обязанности зачастую носили личный характер. Распределение имущества- не главная задача, стоявшая перед приказчиком, его ос­новная роль в тот период состояла в оказании помощи и защите детей и