Вопросы теории и истории исполнения завещаний в гражданском праве России, страница 10

Душеприказчик мог в любое время отказаться от исполнения своих обязанностей, заявив об этом суду, однако если такой отказ был сделан несвоевременно и без уважительной причины, подлежали возмещению причиненные им убытки. Суд по просьбе заинтересованных лиц при наличии уважительных причин мог уволить душеприказчика.

1 Гражданское уложение. Книга четвертая: Наследственное право; Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. СПб., 1898. С. 26-27.

251

Составители проекта Гражданского уложения признавали тот факт, что душеприказчик не является поверенным наследника в настоящем смысле этого слова, однако, отмечая сходство отношений душеприказ­чика и наследников с доверенностью1, закрепили в проекте положение о субсидиарном применении норм о доверенности к рассматриваемым отношениям.

В проекте Гражданского уложения редакции 1898г. нормы об ис­полнении завещаний содержались в отд. VI гл. II книги четвертой, в редакции 1902 г. регулированию данных отношений была посвящена отдельная глава, состоящая из двух отделений, первое называлось «Ли­ца, исполняющие завещания», второе - «Имущество, из которого заве­щание исполняется». Положения отд. II предписывали выполнять рас­поряжения на случай смерти из всего наследственного имущества со­размерно наследственным долям, если наследодатель специально не указал имущество, которое должно было использоваться в указанных целях. Наследственное имущество, используемое для выполнения по­следней воли, включало все приращения, полученные после смерти на­следодателя. Если в завещании не была установлена очередность вы­полнения распоряжений, при недостаточности имущества они исполня­лись соразмерно. Закрепленная в проекте Гражданского уложения сис­тема отношений по исполнению завещаний имела много общего с ана­логичным институтом, существовавшим в праве Германии.

Проблемы возникновения, развития и назначения наследственных отношений всегда интересовали не только юристов, но и экономистов, философов, социологов, историков. Многие выдвинутые в этой связи теории не только приобретали своих сторонников или противников, но и отражались в законодательстве.

Общественная мысль России конца XIX - начала XX в. не оставила без внимания обоснование сущности и значения наследственного права К. Марксом. В докладе Генерального совета I Интернационала Базель-скому конгрессу в 1869г. ученый писал: «Право наследования имеет свое социальное значение лишь постольку, поскольку оно оставляет наследникам то право, которым покойный обладал при жизни, а именно право при помощи своей собственности присваивать продукты чужого труда...»2. К. Маркс отмечал тщетность отмены наследования, посколь­ку это не ограничивало в достаточной мере оборот частной собственно­сти, так как последняя могла бы передаваться из поколения в поколение

1 Гражданское уложение. Книга четвертая: Наследственное право: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения с объяс­нениями. СПб., 1903. С. 263.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 383-384.

252

______________

посредством дарения и других сделок. Поскольку законы о наследова­нии, как и все гражданское право, «являются не причиной, а следстви­ем, юридическим выводом из существующей экономической организа­ции общества...»1, решение проблемы необходимо было искать в изме­нении экономического базиса. Иными словами, только уничтожение самой частной собственности могло привести к тому, что нечего было бы передавать по наследству. Для оценки этих взглядов уже в советское время характерно мнение З.И. Мозжухиной, утверждавшей, что маркси­стское учение о наследовании разрушало «все теоретические настрое­ния дипломированных лакеев капитала, пытающихся доказать «вечный» и «естественный» характер права наследования, коренящийся, якобы, в самой природе человека»2.

Программы многих социалистических партий того времени затраги­вали вопросы наследственного правопреемства, но не шли дальше вве­дения прогрессивного налога с наследства или ограничения его макси­мального размера3. Даже К. Маркс,.при всем негативном отношении к наследованию, в качестве переходных на пути от капитализма к социа­лизму мероприятий предлагал расширить сферу применения налога на наследство и ограничить наследование по завещанию.