Вопросы теории и истории исполнения завещаний в гражданском праве России, страница 19

Закон формируется под воздействием общественного сознания, в этом смысле он является проявлением вовне объективной необходимо­сти, т.е. потребности, не преломленной через призму сознания отдель­ного индивида. Таким образом, можно говорить о существовании иде­ального интереса, содержанием которого является осознанная общест­вом потребность, а форма проявления этой потребности — закон, и ре­ального интереса, т.е. осознанной индивидом потребности, проявляю­щейся в его действиях. Границы идеального и реального интереса не всегда совпадают, поэтому для защиты интересов, не выходящих за рамки закона, предусмотрены многочисленные правовые средства.

Каждый индивид как участник гражданско-правовых отношений мо­жет действовать в своих собственных интересах, однако в ряде случаев закон предусматривает возможность участия в этих отношениях одного субъекта права в интересах другого субъекта, т.е. в чужих интересах. Примером такого рода отношений является исполнение завещания. Что представляет собой «чужой интерес» в этом случае? Очевидно, здесь речь идет не об интересе наследодателя, покинувшего мир юридических от­ношений со всеми его интересами, правами и обязанностями. Есть ли интерес у наследника? Несомненно. Он проявляется в совершении на­следником действий по принятию наследства. Если реальный интерес

1 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 236-244.

266

_____________

наследника не совпадает с интересом идеальным, имеет место конфликт интересов. При этом могут возникать ситуации, когда существует не только конфликт реального интереса с предписаниями закона, но и кон­фликт между другими реальными интересами, которые в свою очередь могут совпадать или не совпадать с интересом идеальным. Средством предотвращения подобных конфликтов является использование институ­та исполнения завещаний, его ключевая фигура - исполнитель последней воли, с одной стороны, «связан» содержанием завещания, а с другой предписаниями закона. Можно ли говорить, что он действует в чужих интересах? Да, но весьма условно. Если реальные интересы наследников не совпадают с требованиями закона и условиями завещания либо только закона (когда содержание завещания само не в полной мере отвечает тре­бованиям правового акта), получается, что исполнитель действует не в интересах таких наследников, а вопреки им. Он - лишь глашатай воли умершего, и эта воля не всегда созвучна желаниям правопреемников. Следовательно, исполнитель завещания действует в интересах наследни­ков лишь в той мере, в какой конкретные интересы данных субъектов совпадают с идеальным интересом, положенным в основу законодатель­ного регулирования наследственных отношений.

Действует ли душеприказчик в интересах всех наследников, в том числе не названных в завещании, но имеющих право на принятие наслед­ства, поскольку предполагается, что все они в принципе желают стать правопреемниками умершего? По-нашему мнению, оснований для такого утверждения нет. У наследников, как уже отмечалось, отсутствует общий интерес, основная потребность у них в данном случае одна - получение наследства, но интерес у каждого свой и он определяется сознанием каж­дого конкретного индивида, а потому такие интересы не обобщаемы.

Предположение о том, что исполнитель завещания представляет ин­тересы наследства, юридически некорректно. Наследственная масса не может испытывать какие-либо потребности, да и вся деятельность ду­шеприказчика осуществляется скорее во вред наследству, поскольку конечной целью исполнения завещания обычно является распределение наследственного имущества между управомоченными лицами.

Есть ли интерес общества в выполнении душеприказчиком своих обязанностей? Да, и этот интерес проявляется в законодательном закре­плении , норм, регулирующих рассматриваемые отношения; но он не является «чужим интересом», в значении ст. 182 ГК РФ. Любое право­мерное действие в сфере гражданско-правового регулирования есть действие в общественном интересе, поскольку не выходит за рамки за­кона, способствует развитию и нормальному функционированию обще­ственных отношений; следовательно, о любом добросовестном участ-