Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 22

3. Механизмы, методы и инструменты государственного  регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Вопрос №1:

Природные ресурсы - важнейший актив, фактор общественного производства и жизнедеятельности людей.

Однако Рыночная экономика не только не регулирует бережное использование данного ресурса (фиаско рынка), а напротив, побуждает к максимальной расточительности в интересах максимизации доходов бизнеса, нанося колоссальный ущерб и природе и среде обитания всего живого.

За последние 15 лет в России отходы производства и засорение окружающей среды (далее - ОС) выросли наполовину, выбросы автомобильных газов на 20% и растут постоянно. 180 городов (60 млн.чел.) дышат воздухом с превышением допустимых норм выброса в атмосферу вредных веществ, аналогичная ситуация с питьевой водой.

Ухудшение экологической ситуации в мире и в России категорически недопустимо и требует принятия государством самых жестких регулятивных мер.

Замечание: правильная = комплексная организация государством рационального природопользования и охраны окружающей среды (далее- ПРОС) должна основываться на мониторинге ПРОС в целом и его структурных звеньях в частности.

Прежде всего, нужно учитывать следующее:

Отрицательное давление производства на ПРОС осуществляется на всех его этапах по следующим направлениям:

1.  В исх. пункте = при добыче природного сырья происходит изменение ландшафта, уничтожение животного и растительного мира, загрязнение земли, вод и воздуха,

2.  При переработке сырья происходит загрязнение отходами «ОС» и выбросами вредных продуктов в воздух, землю и атмосферу.

3.  При потреблении продуктов производства угрожающе растут отходы (проблема городских свалок, засорение ОС отходами). Причем зависимость такова: чем богаче страна, тем больше выдает отходов.

Далее следует учесть: природные ресурсы бывают:

 -воспроизводимые (животный и растительный мир),

 -частично воспроизводимые - земля, вода, воздух (при  недостижении критических норм заражения),

 -частично заменимые - энергоносители, искусственные материалы и т.п.

 - невоспроизводимые ресурсы - все компоненты недр.

Цели госрегулирования ПРОС:

А) обеспечение рационального, минимально ущербного и отчасти воспроизводимого природопользования - и производственного и социально-бытового,

Б) Сохранение и рекреация окружающей среды на уровне, обеспечивающем нормальные условия жизни человека.

Вопрос №2.

Государственное регулирование ПРОС осуществляется на основе комплексов мер:

-нормативно-правового регулирования,

-административно-распорядительного, нормативно- ограничительного и надзорно-контрольного регулирования,

-экономического стимулирования и дестимулирования (наказания).

В основе всей регламентно-регулятивной работы = совокупность законодательных актов. В частности приняты и действуют:

 Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ,

 ФЗ Об охране окружающей природной среды от 10.012002г. №7 ;

 ФЗ Об экологической экспертизе от 23.11.1995г. № 174;

 ФЗ Об охране атмосферного воздуха от 4.05.1999г. №96,

 ФЗ О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения   от 30.03.1999г. №52;

ФЗ О недрах от 21.02.1996г 32395-1;

ФЗ Об особо охраняемых природных территориях от   14.03.1995г.№33. и другие акты.

Все эти законы провозглашают и утверждают принципы:

 -соблюдение права человека на хорошую окружающую среду,

- охрана, воспроизводства и рациональное природопользование,

- платность использования природных ресурсов,

- презумпция экологической опасности,

- разработка и применение экологических нормативов,

- запрет на хоздеятельность с непредсказуемыми экологическими последствиями,

- обязательность экологической экспертизы всех хозяйственных проектов,