Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 11

Средства госбюджета и иное не закрепленное за указанными юридическими лицами госимущество составляет имущество государственной казны (ст.214, п.4 ГК РФ).

Правовой порядок разграничения объектов собственности на федеральную и на государственную собственность субъектов Федерации.

1-й акт о разграничении собственности по трем уровням власти:

Постановление ВС РСФСР от 27 дек. 1991г. №3020-1 определило основные принципы раздела собственности бывшего СССР.

В дальнейшем эти принципы утверждались и развивались в Конституции РФ (статьи 71-73, 132), в договорах РФ с субъектами федерации, в правовых актах Президента РФ (особенно значимо в этой связи Распоряжение от 18 марта 1992г. №114 «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности») и в государственных программах приватизации.

В частности, к объектам федеральной собственности этими правовыми актами были отнесены: федеральный бюджет; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; федеральные связь, транспорт и инфраструктура, включая железные дороги, гидротехнические и портовые сооружения, системы аэронавигации и диспетчерского управления, аэродромные сооружения в федеральных аэропортах; атомные ледоколы; атомные электростанции; имущество Центрального банка РФ и почты; военное имущество; ракетно-космический комплекс; федеральные памятники исторического и культурного наследия; природные ресурсы, федеральная земля, лесные ресурсы и многое др.

Соответствующие уровни государственной и муниципальной власти получили право осуществлять приватизацию объектов собственности.

В связи с этим наиболее конкретный перечень объектов собственности, отнесенных к разным властным уровням, можно найти в государственных программах приватизации. Всего их было три редакции, но в части разграничения объектов приватизации они мало чем разнятся. Последний вариант такой программы приватизации был утвержден Указом Президента РФ от 22 июля 1994г. №1535 и действовал до конца марта 2003 года с незначительными изменениями и дополнениями.

Вопрос №3.

Распоряжение и управление государственной(муниципальной) собственностью

Каждый уровень власти обязан организовать эффективное управление вверенным имуществом. Это очень сложная и многоаспектная управленческая задача. При этом в управленческой практике управление государственной и муниципальной собственностью распадается на две качественно различные сферы.

1. Управление в рамках реализации правомочия распоряжения объектами собственности (обычно в учебной литературе это называют - управление преобразованием собственности).

2. Управление в рамках реализации правомочий владения и пользования объектами собственности (иначе это называют - управление функционированием или использованием).

К первой сфере относятся управленческие решения, связанные с распоряжением (определением «судьбы» объекта), что особенно наглядно выражается в разных формах отчуждения объектов собственности, как то:= разграничение объектов собственности между разными уровнями власти и иными субъектами; приватизация государственного и муниципального имущества в разных формах; национализация (деприватизация) имущества; передача имущества на основании договоров, в том числе международных; внесение недвижимого имущества в уставные капиталы частных хозяйственных обществ (форма приватизации); дарение; отчуждение имущества по решению суда, купля-продажа объектов собственности и иные способы отчуждения.

Вторая сфера управленческих решений в рамках правомочий   владения и пользования включает:

- обеспечение функционирования объекта вообще и целевого использования в частности, в том числе в рамках частных компаний – к примеру, обеспечение использования государственных причалов и гидросооружений в морских и речных портах по назначению; аэродромных сооружений, аэронавигационного и диспетчерского оборудования в аэропортах, объектов ЖКХ и иного социального назначения (особенно нередки злоупотребления в части нецелевого использования остающегося у государства после приватизации предприятий недвижимого имущества);